РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Практикум по математике»
для обучающихся 7-9 классов
Составитель: Вязовецкая Светлана Викторовна
учитель математики
Качканар 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический практикум»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, приказ министерства образования и науки Российской
Федерации
от 17 декабря 2010 года
№
1897 «Об утверждении Федерального
Государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
• Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
• Основной образовательной программой основного общего образования МОУ
«ООШ № 5 г.Качканар»;
• Положением о структуре порядка разработки и утверждения рабочих программ
МОУ «ООШ № 5 г.Качканар»;
• Учебным планом МОУ «ООШ №5 г.Качканар» на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический практикум»
разработана на основе:
- спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2024
году основного государственного экзамена по математике.
- демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для
проведения в 2024 году основного государственного экзамена по математике.
- учебно-методического пособия «Математика. 9-й класс» Подготовка к ОГЭ2024. 36 тренировочных вариантов.
Программа внеурочной деятельности «Математический практикум»
рассчитана на 1 час в неделю. Так как учебный год включает 34 недели, то по плану
предусмотрено провести 34 урока.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний
учащихся по математике, развитие их творческого мышления и логической культуры.
Цель: Программа курса «Математический практикум», ориентирована на:
1. Подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в
соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами;
оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении
курса математики и подготовке к экзаменам.
2.
Приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет
ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математик е за
курс основной школы.
3. Предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью,
выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания
окружающего мира и самого себя.
4. Решение различных по степени важности и трудности задач.
Задачи:
Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса
математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей,
геометрии.
1. Дать ученику возможность проанализировать свои способности;
2. Повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс
основной общеобразовательной школы;
3. Расширить знания по отдельным темам курса «Алгебра 5-9 » и «Геометрия 79»;
4. Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
5. Ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной
деятельности;
6. Компенсация недостатков в обучении математике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по
математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует
развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд метапредметных
связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей
математики, систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об
этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6)
критичность
мышления,
умение
распознавать
логически
некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев, установления родовидовых связей;
5)
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи;
строить
логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников,
взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать
решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки,
чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при
решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера.
Предметные(алгебра):
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение
необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать
суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение
символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей,
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих
вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений,
применять их для решения учебных; математических задач и задач, возникающих в
смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять
формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и
эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также
приводимые к ним
уравнения, неравенства,
системы;
применять графические
представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять
полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и
символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать
функционально-графические представления для описания и анализа математических
задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из
различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному
применению известных алгоритмов.
Предметные(геометрия):
1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как
важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные
процессы и явления;
2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с
применением математической терминологии и символики, использовать различные
языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
3. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов
окружающего
мира,
развитие
пространственных
представлений
и
изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на
наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять
систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для
нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
7 класс
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
Содержание учебного материала
Арифметические действия с рациональными
числами
Степень с натуральным показателем
Смежные и вертикальные углы
Решение основных задач на дроби, проценты
из реальной практики
Реальные зависимости. Прямая и обратная
пропорциональности
Преобразование
буквенных
выражений,
раскрытие скобок и приведение подобных
слагаемых
Периметр и площадь фигур, составленных из
прямоугольников
Сложение,
вычитание,
умножение
многочленов
Формулы сокращённого умножения
Три признака равенства треугольников
Решение задач с помощью уравнений
Система двух линейных уравнений с двумя
переменными
Признаки и
свойства
равнобедренного
треугольника
Примеры графиков, заданных формулами
Свойства функций
Накрест
лежащие,
соответственные
и
односторонние углы, образованные при
пересечении параллельных прямых секущей
Окружность, вписанная в треугольник
Итого 34 часа
Кол-во
часов
2
Примечани
е
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
8 класс
№
п/п
1-2
Содержание учебного материала
Сравнение действительных чисел
Кол-во
часов
2/1
Примечани
е
8А/8Б
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
Параллелограмм, его признаки и свойства
Преобразование
числовых
выражений,
содержащих квадратные корни
Свойства степени с целым показателем
Частные
случаи
параллелограммов
(прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и
свойства
Сложение, вычитание, умножение и деление
алгебраических дробей
Решение уравнений, сводящихся к квадратным
Средняя линия треугольника. Трапеция, её
средняя линия
Решение систем двух линейных уравнений с
двумя переменными
Решение текстовых задач с помощью систем
уравнений
Площади геометрических фигур
Системы линейных неравенств с одной
переменной и их решение
Изображение решения линейного неравенства
и их систем на числовой прямой
Теорема Пифагора и её применение
Способы задания функций
Функции y =x², y = x³, y = ٧x, y = |х|;
графическое решение уравнений и систем
уравнений
Вписанные и описанные четырёхугольники,
их признаки и свойства
Итого 34/17 часа
2/1
2/1
8А/8Б
8А/8Б
2/1
2/1
8А/8Б
8А/8Б
2/1
8А/8Б
2/1
2/1
8А/8Б
8А/8Б
2/1
8А/8Б
2/1
8А/8Б
2/1
2/1
8А/8Б
8А/8Б
2/1
8А/8Б
2/1
2/1
2/1
8А/8Б
8А/8Б
8А/8Б
2/1
8А/8Б
Колво
Примечание
9 класс
№
п/п
Содержание учебного материала
1-2
3-4
5
6
7
8
9-10
11-12
13-14
15
16
17-18
19-20
21
22-23
24
25
26
27
28
29-30
31
32
33
34
Действия с действительными числами
Преобразование рациональных выражений
Линейные уравнения и неравенства с одной
переменной
Рациональные уравнения и неравенства
Квадратные уравнения и неравенства второй
степени
Решение
систем
линейных
уравнений.
Решение систем неравенств
Линейная, квадратичная функция. Чтение
графиков функций
Степенная функция, её график
Корень степени n. Свойства корней степени n
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Сумма n первых членов первых членов
последовательности
Синус, косинус, тангенс и котангенс.
Основные тригонометрические формулы
Преобразования
тригонометрических
выражений
Решение треугольников
Решение задач с четырехугольниками
Площади фигур
Векторы. Метод координат
Длина окружности. Площадь круга
Решение текстовых задач
Задачи на зависимости между величинами в
виде формул
Прикладные задачи геометрии
Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков
Вероятность
Решение комбинаторных задач
Повторение
Итого 34/17 часа
часов
2/1
2/1
1/1
9А/9Б
9А/9Б
9А/9Б
1/1
1/0
9А/9Б
9А/9Б
1/0
9А/9Б
2/1
9А/9Б
2/1
2/1
1/0
1/0
9А/9Б
9А/9Б
9А/9Б
9А/9Б
1/0
9А/9Б
1/0
9А/9Б
1/1
2/1
1/1
1/0
1/1
3/1
1/1
9А/9Б
9А/9Б
9А/9Б
9А/9Б
9А/9Б
9А/9Б
9А/9Б
2/1
1/1
9А/9Б
9А/9Б
1/1
1/0
1/1
9А/9Б
9А/9Б
9А/9Б