РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Практикум по математике»
для обучающихся 5 класса
Составитель: Сабирьянова Юлия Владимировна
учитель
г. Качканар, 2024 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа курса по выбору по математике для учащихся 5
класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования.
Программа курса по выбору для 5 класса относится к научно
познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках
ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Актуальность программы курса по выбору:
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении
прочного и сознательного овладения учащимися системой математических
знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности
каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных
дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи дополнительное изучение математики
предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету,
выявление и развитие их математических способностей.
Предлагаемая программа курса по выбору направлена на формирование у
учащихся интереса к математике, удовлетворение потребностей школьников,
желающих изучать математику на продвинутом уровне.
Цель программы: создать условия для формирования творческой и
интеллектуально
развитой
личности,
готовой
саморазвиваться,
самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике в
процессе решения различных задач.
Задачи программы курса по выбору:
Привитие интереса учащимся к математике;
Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских
умений учащихся;
Воспитание настойчивости, инициативы.
Подготовка к олимпиадам.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме
данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим
мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет
способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
2
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы курса по выбору, должны быть основаны на
любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная
практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и
навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно
выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их
соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения
(ФГОС).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Практикум по математике»
рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Содержание курса
Тема 1 «Ума палата» (2 ч)
Составление выражений.
Тема 2 «Натуральные числа» (2ч)
Арифметика. Число. Натуральные числа. Совершенные числа. Простые числа. Решето
Эратосфена. Дружественные числа. Четность чисел. Свойства четности.
Тема 3 «Делимость натуральных чисел» (2 ч)
Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Натуральный ряд. Признаки
делимости.
Тема 4 «Дроби» (2 ч)
Десятичная дробь.
Тема 5 «Части и проценты» (3 ч)
Процент. Промилле. Три основные задачи на проценты.
Тема 6 «Из пункта А в пункт В. Задачи на движение» (2ч)
Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения
текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по
действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их
системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и
его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел
по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой
линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и
применение их для решения текстовых задач.
Тема 7 «Выйти за черту круга» (2ч)
Многообразие возможностей в предлагаемой задаче ситуаций. Самые невероятные и
необычные комбинации данных.
Тема 8 «Числа и фигуры» (2 ч)
Определение положения точки на плоскости с помощью чисел. Декартова система
координат. Абсцисса. Ордината. «Золотое сечение».
Тема 9 «Твой друг – компьютер» (2 ч)
Вычислительный эксперимент. Возможность подметить закономерность, понять
взаимосвязи величин, вскрыть хитрые закономерности предлагаемой ситуации.
Тема 10 «Совместная работа» (2 ч)
Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора
переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи
на работу и ее значение для составления математической модели.
3
Тема 11 «Полный перебор вариантов» (2 ч)
Перебор вариантов. Дерево возможных вариантов.
Тема 12 «Логические задачи» (2 ч)
Верные и неверные утверждения. В худшем случае. Принцип Дирихле. Переливания.
Взвешивания.
Тема 13 «Время» (2 ч)
Песочные часы. Високосный год. Движение стрелок часов.
Тема 14 «Старинные русские занимательные задачи» (2 ч)
Тема 15 «Турниры, конкурсы, игры…» (6 ч)
Учебно-тематический план
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Наименование разделов, тем
Ума палата
Натуральные числа
Делимость натуральных чисел
Дроби
Части и проценты
Из пункта А в пункт В. Задачи на движение
Выйти за черту круга
Числа и фигуры
Твой друг – компьютер
Совместная работа
Полный перебор вариантов
Логические задачи
Время
Старинные русские занимательные задачи
Турниры, конкурсы, игры…
Всего часов
4
Кол-во часов
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
5
34
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30
31
32
33
34-35
Тема
Кол-во
часов
2
2
2
2
3
2
Ума палата
Натуральные числа
Делимость натуральных чисел
Дроби
Части и проценты
Из пункта А в пункт В. Задачи на
движение
Выйти за черту круга
Числа и фигуры
Твой друг – компьютер
Совместная работа
Полный перебор вариантов
Логические задачи
Время
Старинные русские занимательные
задачи
Турнир смекалистых
Математический бой
Конкурс «Ох, уж, эта математика»
Игра «Поле чудес»
КВН
Дата по
плану
Дата по
факту
Примечание
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
Планируемые результаты обучения
В личностном направлении:
понимать значение математической науки для развития цивилизации;
излагать грамотно свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, рассуждать и обосновывать
утверждения,
приводить примеры;
проявлять творческое мышление, инициативу, находчивость и активность;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
проявлять усидчивость, целеустремленность и способность к преодолению
трудностей.
В метапредметном напрвлении:
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
уметь соотносить свои действия
с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий,
корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
5
уметь видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей
жизни;
уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, и представлять её в понятной форме,
принимать решение в условиях неполной или избыточной информации;
уметь выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость
их проверки.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В предметном направлении:
осознавать значение математики для повседневной жизни человека;
уметь работать с математическим текстом, грамотно выражать свои мысли в
устной и письменной речи, применять математическую терминологию и
символику;
уметь приводить логические обоснования, простейшие доказательства;
уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;
овладеть приемами решения уравнений, применения уравнений для
решения текстовых задач;
уметь применять изученные понятия и методы при решении стандартных и
нестандартных текстовых задач.
Перечень учебно-методического обеспечения
и материально-техническое обеспечение
- АРМ учителя, оснащенное мультимедийным комплексом, включающим в
себя: ноутбук, проектор, экран, МФУ;
- чертежные инструменты.
УМК учителя
1. Е.Л. Мардахаева. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений «Занятия математического кружка». 5 класс. – М.: Мнемозина,
2012
2. И.Ф. Шарыгин. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – 10-е
изд. – М.: Просвещение, 2010 – (МГУ – школе) – 95 с.
3. Л.В. Гончарова. Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград:
Учитель, 2010. – 136 с.
4. Ю.В. Лепёхин. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы. –
Волгоград: Учитель, 2010. – 236 с.
5. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 5-6 классы. Занимательная
математика. Волгоград: «Учитель», 2012.
6. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,
2010.
6
7. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 5-6 классы. – Волгоград:
Учитель, 2011.
8. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2012.
9. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2012.
10. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2014.
11. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,
2014.
8.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными
вопросами и великолепными игровыми задачами. 5 – 6 классы. М., 2014.
9.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе.
М.: «Панорама», 2013.
12. 10. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников
математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2010
к
олимпиадам
по
Электронная поддержка курса
1. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику И.И.Зубаревой,
А.Г.Мордковича. МАТЕМАТИКА. 5 класс
2. Комплект цифровых образовательных ресурсов на сайте "Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов"
3. Официальный сайт И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович www.zimag.narod.ru
4. http://www.zavuch.info/
5. http://school-collection.edu.ru/
6. http://uchportal.ru/load/0-2
7. http://karmanform.ucoz.ru/index/0-19
8. http://www.uroki.net/docmat.htm
9. http://uztest.ru/metod/?category=26http://uztest.ru/metod/?category=26
10. http://2berega.spb.ru/user/Nadegda797/folder/44237/
11. http://uchitmatematika.ucoz.ru/index/vayvayvayjaja/0-5
12. http://urokimatematiki.ru/poleznoe6klass/49matematika6klasssamostoyatelnyeikontrolnye.html
13. http://festival.1september.ru/articles/subjects/1?page=20
14. http://pedsovet.su/load/1
7