РП курса Я, ты, она - вместе целая страна

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образование Качканарского городского округа
МОУ ООШ №5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Я-ТЫ-ОН-ОНА- вместе целая страна»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Я, ты, он, она – вместе целая страна»
для обучающихся 5 классов

Качканар 2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая страна»

составлена на

основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, на основе авторской программы А.А.Буянова, Н.Н.Кушко, О.А.Шестаковой
«Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов
«Я-ты-он-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи
и воспитания», 2023.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются традиционные
российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной
из стратегических целей системы образования, что закреплено Указом президента
Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана программа
по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»
с целью приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является преемственной
по отношению к программе социальной активности для обучающихся начальных классов
«Орлята России».
Рабочая программа составлена с учетом программы воспитания МОУ ООШ №5,
календарного плана воспитательной работы.
Цель

курса: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-

нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его
возрастных и психологических особенностей.
Задачи:
 создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций;
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
 приобретение

соответствующего

социальным

нормам,

ценностям,

традициям

социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
 развитие

у

обучающихся

инициативности,

самостоятельности,

самопознания,

ответственности, умения работать в коллективе;
 обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при

переходе на следующий уровень образования.
Содержание курса
Курс состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются особенности
личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация
осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах
поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру,
другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с
ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» (3ч) направлено на развитие представлений
ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные
способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе
сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба,
сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора»(3ч) направлено на сохранение семейных ценностей
и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном
институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие,
взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» (4ч) направлено на развитие умения
ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат
такие

ценности,

как

справедливость,

гуманизм,

гражданственность,

выбор

и

ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным,
высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» (3ч) способствует приобщению детей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие
строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» (3ч) направлено на развитие патриотических
чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие
способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу.
Итоговое занятие (1ч)
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.

Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него
представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются
практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к
транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной
самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных
результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют
приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом
по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего
события для группы
Форма проведения занятий: беседа, тестирование, дидактическая игра, творческая
мастерская, конкурс, викторина, квест-игра, индивидуальная и групповая работа, мини –
проект, упражнения на взаимодействие в группе, решение ситуационных и практикоориентированных задач, которые направлены на формирование ценностных ориентаций в
процессе активной деятельности.
Результаты освоения курса
Занятия направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и
метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

уважение прав, свобод и законных интересов других людей;


понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;



представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,

социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;


готовность

к

разнообразной

взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:

совместной

деятельности,

стремление

к

 осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания:


ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,

возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности
морально-этических принципов в деятельности исследователя;


свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного

пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:


осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,

наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;


умение принимать себя и других без осуждения;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять

собственным эмоциональным состоянием;


сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого

же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:


освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих

ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;



способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;


навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в

том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:


выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);



устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;


выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной

задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;


делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,

умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;


самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;



формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,

аргументировать свою позицию, мнение;


прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах


применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации или данных из источников с учетом задачи;


выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию

различных видов и форм представления;


находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же

идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с

целями и условиями общения;


выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;



распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных

знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;


понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в

ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;


публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(эксперимента,

исследования, проекта);


самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;


понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при

решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;


принимать цель

совместной деятельности, коллективно строить действия по ее

достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);


выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему

направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия;


сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в

достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);

 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 различать, выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций;
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других без осуждения.
Одним из результатов реализации

рабочей программы курса внеурочной

деятельности станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа
курса

внеурочной

деятельности

призвана

обеспечить

достижение

обучающимися

личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к
познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.

Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
№
разд
ела
и
тем

1

2
3

Наименование
разделов и тем

Модуль
Электронные
воспитательной
(цифровые)
программы «Курсы
образовательные
внеурочной
ресурсы
деятельности и
дополнительного
образования»
«Моя школа-мои возможности»
«Какие мы?»
03.09. – День
https://институтвоспита
солидарности в
ния.рф/programmyборьбе с
vospitaniya/ooy/program
терроризмом
ma-aktivnoysotsializatsii/
«Маршруты нашей
школы».
https://институтвоспита
«Мы — команда».
04.10 – День
ния.рф/
гражданской
обороны
https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf

Уче
бны
е
час
ы

Кон
тро
льн
ые
раб
оты

Пра
кти
ческ
ая
част
ь

3
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

3
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна
«Моя семья – моя опора»
15.10. – День отца

4

«История моей
семьи».

5

«Семья — начало всех 04.11 – День
начал».
народного единства
«Правила счастливой 26.11 – День матери
семьи».

6

https://институтвоспита
ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program
ma-aktivnoysotsializatsii/
https://институтвоспита
ния.рф/
https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf
https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна

«Мой выбор – моя ответственность»

4

7

«Свобода и
ответственность».

8

«Цифровая
грамотность и
безопасность в сети».

9

10

11

12

13

«Безопасное
использование
цифровых ресурсов».
«Финансовая
безопасность».
«Мы выбираем».

05.12 – День
добровольца
(волонтера)
12.12 – День
конституции

27.01 –
Международный
день памяти жертв
Холокоста

«Мои знания – моя сила»
15 февраля: День
памяти о россиянах,
исполнявших
служебный долг за
пределами
Отечества
«Правильные
23.02 – День
привычки: правила
Защитника
безопасности».
Отечества
«Чудеса науки».

«В здоровом теле —
здоровый дух».

Проводы зимы

https://институтвоспита
ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program
ma-aktivnoysotsializatsii/

0,5

0,5

0,5

0,5

https://институтвоспита
ния.рф/

0,5

0,5

https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf

0,5

0,5

3
0,5

0,5

https://институтвоспита
ния.рф/

0,5

0,5

https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf

0,5

0,5

3
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна

https://институтвоспита
ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program
ma-aktivnoysotsializatsii/

https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна

14

15
16

«Моя страна – моя история»
«Живет герой на
Неделя добра
https://институтвоспита
улице родной».
ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program
ma-aktivnoy«Через года, через
12.04 – День
sotsializatsii/
века помните…».
космонавтики
«Зарница».
30.04 – День
https://институтвоспита
пожарной охраны
ния.рф/

https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf
https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна

17

Итоговые занятия
«Я- ТЫ- ОН- ОНА24 мая: День
вместе целая страна».
славянской
письменности и
культуры.
ИТОГО

1
1

8

9

Календарно-тематическое планирование
на 2024/2025учебный год
курса «Я-ТЫ-ОН-ОНА- вместе целая страна»
№
разд
ела
и
тем

Наименование
разделов и тем

1

«Какие мы?»

2

«Маршруты нашей
школы».
«Мы — команда».

3

Модуль воспитательной
Количес Дата
программы «Курсы
тво
провед
внеурочной деятельности и
часов
ения
дополнительного образования»
План
03.09. – День солидарности в
борьбе с терроризмом

1

04.09

1

18.09

04.10 – День гражданской
обороны

1

02.10

15.10. – День отца

1

16.10

4

«История моей
семьи».

5

«Семья — начало всех 04.11 – День народного единства
начал».
«Правила счастливой 26.11 – День матери
семьи».

1

06.11

1

20.11

«Свобода и
ответственность».
«Цифровая
грамотность и
безопасность в сети».

1

04.12

1

18.12

1

15.01

27.01 – Международный день
памяти жертв Холокоста

1

29.01

15 февраля: День памяти о
россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами
Отечества

1

12.02

6

7
8

10

«Безопасное
использование
цифровых ресурсов».
«Финансовая
безопасность».
«Мы выбираем».

11

«Чудеса науки».

9

05.12 – День добровольца
(волонтера)
12.12 – День конституции

Дата
проведен
ия
Факт

12

«Правильные
привычки: правила
безопасности».

23.02 – День Защитника
Отечества

1

26.02

13

«В здоровом теле —
здоровый дух».

Проводы зимы

1

12.03

14

«Живет герой на
улице родной».

Неделя добра

1

02.04

15

«Через года, через
века помните…».
«Зарница».

12.04 – День космонавтики

1

16.04

30.04 – День пожарной охраны

1

30.04

1

14.05

16
17

«Я- ТЫ- ОН- ОНАвместе целая страна».

24 мая: День славянской
письменности и культуры.

ИТОГО

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».