РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математика
(индивидуальные и групповые коррекционные занятия) 5 класс
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
обучающихся по образовательной программе
для детей с задержкой психического развития)
Качканар, 2024
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы в направлена на создание системы
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в
освоении образовательной программы образования, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию
и оказание помощи детям этой категории в освоении программы.
Актуальность данной программы в нашем образовательном учреждении
очень высока. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания. Это приводит к выпадению ребёнка
из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо
нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития,
поскольку взрослый носитель культуры не может или не знает, каким образом
передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок
приобретает без специально организованных условий обучения.
Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих
общих целей:
1.Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия,
отдельных индивидуальных психо - физиологических особенностей школьников
(мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация),
обучающихся в данном образовательном учреждении;
2.Оказание помощи в освоении образовательной программы детям с
трудностями обучения.
3.Коррекция познавательных недостатков в развитии.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
• своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
• определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов;
• определение особенностей организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его
выраженности;
• создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными
возможностями здоровья образовательной программы и их интеграции в
образовательном учреждении;
•
осуществление
индивидуально
ориентированной
психологомедикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей
детей
(в
соответствии
с
рекомендациями
психологомедикопедагогической комиссии);
• разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию
индивидуальных занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и
(или) психическом развитии;
• обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг;
• реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,
социальным, правовым и другим вопросам.
Основные направления коррекционной работы:
коррекция зрительного восприятия и узнавания;
коррекция пространственных представлений и ориентации;
коррекция основных мыслительных операций;
коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
содержания курса математики
Изучение математики по данной программе способствует формированию у
учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
контролировать процесс математической деятельности;
проявлять
инициативу, находчивость и активность при решении
математических задач;
осознать вклад отечественных ученых в развитие мировой науки, воспитать в
себе чувство патриотизма, уважения к Отечеству;
ответственно относиться к учению, усилить мотивацию к обучению и
познанию;
формирование осознанного выбора на основе уважительного отношения к
труду.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем;
понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации;
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
использовать первоначальные представления об идеях и о методах
математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования
явлений и процессов.
Цель коррекционно-развивающих занятий: коррекция недостатков
познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами
изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
● создание условий для развития сохранных функций;
● формирование положительной мотивации к обучению;
●
повышение
уровня
общего
развития,
восполнение
пробелов
предшествующего развития и обучения;
● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–
личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе
осуществления заданной деятельности;
● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Календарно-тематическое планирование по математике 5 класс
№
Дата
п/п
1 четверть - 4 ч.
1.
2.
12.09
26.09
3.
10.10
4.
24.10
Тема занятия
Развитие памяти, внимания, пространственной ориентировки, мышления, мелкой моторики при
работе с таблицей разрядов
Развитие мышления, памяти, внимания при выполнении коррекционных заданий по числовому
ряду
Развитие абстрактно – логического мышления, памяти при сложении и вычитании
Совершенствование процессов анализа и синтеза, развитие мелкой моторики, памяти при
умножении и делении
Количество
часов
2
2
2
2
2 четверть – 4 ч.
5.
14.11
6.
28.11
7.
12.12
8.
26.12
Развитие аналитико – синтетической деятельности, памяти, внимания при проведении
коррекционных упражнений при решении числовых и буквенных выражений. Формулы
Совершенствование процессов анализа и синтеза при изучении темы уравнения
Развитие абстрактно – логического мышления, памяти при решении примеров на умножение.
Переместительное свойство умножения
Развитие мелкой моторики, внимания при работе с таблицей умножения и деления больших
чисел. Сочетательное и распределительное свойства умножения
2
2
2
2
3 четверть – 5 ч.
9.
16.01
Совершенствование процессов анализа и синтеза. Решение упражнений по теме «Деление»
2
10.
30.01
Развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, мелкой моторики. Деление с остатком
2
11.
13.02
Развитие мышления, памяти, внимания. Площадь. Площадь прямоугольника
2
27.02
Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления. Дроби и деление натуральных
чисел
2
12.
13.
12.03
Развитие зрительного восприятия, воображения, внимания, памяти. Сложение и вычитание дробей
с разными знаменателями
2
4 четверть
14.
16.04
15.
30.04
16.
14.05
Развитие аналитико-синтетической деятельности, внимания, памяти, мелкой моторики при
выполнении чертежей и геометрических фигур
Геометрия в узорах. Развитие зрительного восприятия, воображения, внимания, памяти
Совершенствование процессов анализа и синтеза, развитие мелкой моторики, памяти, речи при
использовании терминов и символов в математике. Смешанные числа
Занимательное в математике. Факты. Совершенствование процессов анализа и синтеза, развитие
17.
21.05
памяти, внимания. Сложение и вычитание смешанных чисел
Итого часов за учебный год
2
2
2
2
34
Учебно – методический комплекс
Основная учебная литература для учащихся
1. Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Под ред.
Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгин и др. //Москва «Просвещение», 2016.- 287 с.
2. Математика. 5-7 классы: таблицы - тренажеры / авт.-сост. С. В. Токарева.Волгоград: Учитель, 2009.-127с.
3. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 6 класс. / Сост. Л. П. Попова.
— 2-ое издание, перераб. - М.: ВАКО, 2016. - 96 с.
Литература для учителя
1. Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Под ред.
Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгин и др. //Москва «Просвещение», 2016.- 287 с.
2. Математика. 5-7 классы: таблицы - тренажеры / авт.-сост. С. В. Токарева.Волгоград: Учитель, 2009.-127с.
3. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 6 класс. / Сост. Л. П. Попова.
— 2-ое издание, перераб. - М.: ВАКО, 2016. - 96 с.
4. Справочник по математике 5-9 классы /М.Е. Томилина. – СПб.: Издательский дом
«Литера», 2018.- 240 с.
5. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии: Методические
рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017.-64с.