Рабочая программа основного общего образования
по курсу «Практикум по русскому языку»
5-9 классы
Качканарский МО,2025
Курс «Практикум по русскому языку» предназначен для обучающихся 5-9 классов и
рассчитан на 34 часа в год для 5-8 классов и 68 часов для 9 класса.
Предметными результатами освоения учащимися программы по курсу «Практикум
по русскому языку» являются:
усвоение основ научных знаний о языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных
и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; –
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
Личностными результатами освоения курса являются:
понимание основных изученных в 5 - 9 классе языковых явлений;
орфографических правил, изученных в 5- 7 классе, и пунктуационных правил,
изученных в 8 – 9 классе ;
умение находить в словах изученные орфограммы; различать основные типы
ор - форам; применять нужный способ проверки написания и обосновывать свой
выбор; правильно писать слова с изученными орфограммами; пользоваться
орфографическим словарем для проверки непроверяемых и трудно проверяемых
написаний; производить орфографический разбор слова; находить и исправлять
орфографические ошибки;
умение учитывать связь с синтаксическими конструкциями, которые включают
в себя те или иные смысловые отрезки, требующие выделения их знаками
препинания;
умение ориентироваться в таких разделах языкознания, как орфография и
пункту- акция, учитывая их системность, взаимосвязь между различными
элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора
написания), и правильно выбирать из десятков правил именно то, которое
соответствует данной орфограмме и пунктирам - мы. Такое умение значительно
облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных
орфографических и пунктуационных явлениях видеть общие и отличительные
свойства, вооружает системой обобщающих правил.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуне- активной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информа- ции);
владение
разными
видами
чтения
(поисковым,
просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разны- ми видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, со- хранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
o говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам
и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учеб-ным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Содержание курса «Практикум по русскому языку»
5 класс. 34 часа.
Морфемика
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов.
Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в
самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс,
приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Правописание
гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание
чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после
шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его
структура и разновидности.
Орфография и морфология
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Большая буква в
географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических
событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов,
спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий
кавычками. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение
существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен
существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких
прилагательных с основой на шипящую.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма
глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в
неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II
спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, мер- - -мир-, -пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Синтаксис. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики.
Предложение и его признаки. Знаки препинания в конце предложения .
Главные члены предложения (грамматическая основа). Тире между подлежащим и
сказуемым.
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи.
Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с
однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и,
союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с
обобщающим словом при однородных членах. Предложения с обращением, особенности
интонации. Обращение и средства его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью.
Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление,
практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных
бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
6 класс. 34 часа.
Повторение изученного в V классе
Орфограммы в различных морфемах.
Предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
Прямая речь. Диалог
Словообразование. Культура речи. Орфография
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в
другую).
Правописание сложных и сложносокращённых слов.
Нормы правописания корня -кас- — -кос- и –гор- - гар - с чередованием а // о, гласных в
приставках пре- и при-.
Буквы Ы и И после приставок .
Имя существительное
Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках
изученного).
Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Буква е в суффиксе – ен - существительных на – мя –
Не с существительными.
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Буква Ч и Щ в суффиксе –чик(щик). Гласные в суффиксах -ек- и –ик-.
Имя прилагательное
Словообразование имён прилагательных.
Не с прилагательными.
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Правописание н и нн в именах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).
Имя числительное
Общее грамматическое значение имени числительного
Словообразование имён числительных.
Склонение количественных и порядковых имён числительных.
Правильное образование форм имён числительных.
Правильное употребление собирательных имён числительных.
Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание
двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы
правописания окончаний числительных.
Местоимение
Словообразование местоимений.
Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с требованиями
русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом
предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и
указательные местоимения как средства связи предложений в тексте.
Нормы правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное,
раздельное и дефисное написание местоимений.
Глагол
Повторение изученного в V классе.
Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов.
Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении
глагола.
Повторение и систематизация изученного
Орфография и пунктуация.
7 класс. 34 часа.
Повторение изученного об орфографии в 5-6 классах
Орфография как система правил правописания. Разделы орфографии. Типы и виды
орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм.
Принципы русской орфографии. Фонетические написания. Дифференцирующие написания.
Традиционные написания
Морфология и орфография. Орфограммы в корне
Гласные О и Ё после шипящих в корне слов. Правописание Ы и И после Ц. Комплексный анализ текста.
Орфограммы в приставках
Роль смыслового анализа при различении приставок ПРЕ- и ПРИ-. Написание букв З и С
на конце приставок.
Орфограммы в суффиксах разных частей речи
Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Правописание
суффиксов имен существительных –ЕК и –ИК, -ЧИК и -ЩИК, -ЕЦ и
–ИЦ, -ИЗН, -ИНК и –ИН+К.
Правописание суффиксов имен прилагательных –К и –СК, -ЧИВ и –ЛИВ, -ЕНЬК и
– ОНЬК. Правописание суффиксов глаголов –ОВА, -ЕВА и –ЫВА, -ИВА. Правописание
гласных перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего времени.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий -УЩ, -ЮЩ и –
АЩ, -ЯЩ; -ОМ, -ЕМ и – ИМ. Правописание гласных перед суффиксом – ВШ в действительных причастиях прошедшего времени.
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
Правописание личных окончаний глаголов. Различение формы повелительного
наклонения и формы 2 лица множественного числа настоящего и будущего времени.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов, принадлежащих к разным
грамматическим категориям. Роль морфологического принципа в графическом
оформлении слов, относящихся к разным грамматическим категориям.
Слитные, раздельные и дефисные написания слов, принадлежащих к разным
частям речи
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, раздельного и
дефисного написания слов. Правописание сложных имен существительных.
Правописаниесложных имен прилагательных. Комплексный анализ текста.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
Правописание наречий. Дефис в наречиях. Практическая работа со словарем
«Слитно или раздельно?».
Правописание служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц. Грамматико семантический анализ при различении на письме служебного слова и морфемы.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Различение частиц НЕ и НИ.
Трудные случаи слитно-раздельного и дефисного написания слов. Написание сходных
грамматических конструкций. Проверочная работа.
8 класс. 34 часа.
Повторение
Орфография как система правил правописания. Разделы орфографии. Типы и виды
орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм. Принципы русской орфографии.
Фонетические написания. Дифференцирующие написания. Традиционные написания.
Орфограммы в корне слов.Орфограммы в приставках.
Орфограммы в суффиксах разных частей речи.
Орфограммы в окончаниях слов.
Проверочная работа.
Пунктуация и речь
Пунктуация как раздел языкознания. Сведения из истории русской пунктуации. Разделы
русской пунктуации.
Смысловой отрезок как единица пунктуации. Пунктуационная норма и пунктуационная
ошибка. Комплексный анализ текста.
Основные принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Знаки препинания и их функции.
Предложение и его основные признаки, интонация конца предложения. Знаки пре пинания
в конце предложения.
Знаки препинания внутри простого предложения
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире
в неполном предложении.
Знаки препинания между однородными членами.
Знаки препинания между однородными членами, не соединенными союзами. Знаки
препинания между однородными членами, соединенными неповторяющимися союзами.
Знаки препинания между однородными членами, соединенными повторяющимися
союзами. Знаки препинания между однородными членами, соединенными двойными
союзами. Знаки препинания в предложениях с разными рядами однородных членов.
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Различение однородных и неоднородных определений.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.
Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. Обособление
обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Обособление обстоятельств, выраженных именем существительным в косвенном падеже.
Обособление сравнительного оборота.
Знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Пунктуация при вводных словах. Различение вводных слов и созвучных членов
предложения.
Обособление вводных предложений.
Обособление обращений.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных слов.
Применение орфографических и пунктуационных правил при выполнении заданий
комплексного анализа текста.
9 класс. 68 часов.
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания
Повторение изученного о единице русской пунктуации, основных разделах и прин- ципах
русской пунктуации.
Знаки препинания в простом предложении
Повторение изученного в 8 классе.
Знаки препинания между частями сложного предложения
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Запятая и точка с запятой в сложносочиненном предложении. Тире в сложносочиненном
предложении.
Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Запятая между главным и придаточным предложениями. Запятая при сложных
подчинительных союзах. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с
несколькими придаточными. Запятая на стыке двух союзов. Точка с запятой, тире и
двоеточие в сложноподчиненном предложении.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в многочленном сложном предложении. Понятие периоде.
Запятая и тире в периоде. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Прямая и косвенная речь.
Пунктуационное оформление диалога. Пунктуационное и графическое оформление
текстав пьесах. Знаки препинания при цитировании.
Факультативные знаки препинания.
Собственно факультативные знаки препинания. Альтернативные знаки препинания.
Вариативные знаки препинания. Авторские знаки препинания.
Применение орфографических и пунктуационных правил при выполнении заданий
комплексного анализа текста.
Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого
изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы
языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция,
логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение
микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном
знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Смысловая и композиционная
целостность текста. Извлечение информации из различных источников. Письменное
воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания
прослушанного текста)
Культура речи.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы ударения и
произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Лексические нормы.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительность
русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания. Употребление
слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого
общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая
избыточность и речевая недостаточность.
Орфографические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии.
Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов,
местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Синтаксические нормы.
Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования,
управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложнённое
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное
построение предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении. Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи
ОГЭ-9.Сочинение-рассуждение.
Структура сочинения - рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1,
15.2, 15.3
Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинениирассуждении.
Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика
сочинений-рассуждений. Лексика и фразеология. Лексика и грамматика. Морфология.
Синтаксис и пунктуация. Речь. Язык и речь. Средства речевой выразительности.
1
6 А класс. 34 часа.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема урока
Повторение изученного в 5 классе в области орфографии и
пунктуации.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Знаки препинания при прямой речи и диалоге.
Основные способы образования слов в русском языке
Буквы О и А в корне – кос - - кас - .
Буквы О и А в корне – гор - -гар - .
Буквы Ы и И после приставок..
Гласных в приставках пре- и при-.
Соединительное О и Е в сложных словах
Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Буква Е в суффиксе – ен - существительных на – мя –
НЕ с существительными.
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Буква Ч и Щ в суффиксе –чик(щик).
Гласные в суффиксах -ек- и –ик-.
Словообразование имён прилагательных
Не с прилагательными.
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Правописание Н и НН в именах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Числительное. Нормы правописания имён числительных.
Ь в именах числительных
Написание двойных согласных в числительных
Дефисное написание числительных;
Нормы правописания окончаний числительных.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
Местоимение. Нормы правописания местоимений:
Правописание местоимений с не и ни.
Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений
Глагол. Написание гласных Е и И в окончаниях глаголов
Использование ь как показателя грамматической формы в
повелительном наклонении глагола
Итоговое занятие
1
1
1
1
1
34
1
7 класс. 34 часа.
№
п/п
Тема урока
1
Орфография. Принципы русской орфографии. Фонетические, диф
ференцирующие, традиционные написания. Правописание
гласныхи согласных в корне слов
Гласные О и Ё после шипящих в корне слов. Правописание Ы и
И после Ц. Комплексный анализ текста
Роль смыслового анализа при различении приставок ПРЕ- и
ПРИ-. Написание букв З и С на конце приставок
Правописание суффиксов н – НН - и - Н- в именах
прилагательных
Правописание суффиксов имен существительных -ЕК и -ИК, ЧИКи -ЩИК, -ЕЦ и -ИЦ, -ИЗН, -ИНК и -ИН+К
Правописание суффиксов имен прилагательных -К и -СК, -ЧИВ и
-ЛИВ, -ЕНЬК и -ОНЬК.
1
1
8
Правописание суффиксов глаголов -ОВА, - ЕВА и -ЫВА, -ИВА.
Правописание гласных перед суффиксом -Л в глаголах
прошедшего времени
НЕ с именами существительными и прилагательными
9
Слитное, дефисное и раздельное написание слов
1
Причастие.
1
2
3
4
5
6
7
10
Правописание гласных
Количество часов
в падежных окончаниях
1
1
1
1
1
1
причастий.
Причастие. Причастный оборот. Выделение причастного оборота
запятыми
Гласные в
суффиксов действительных и страдательных
причастий -УЩ, -ЮЩ и –АЩ, -ЯЩ; -ОМ, -ЕМ и -ИМ
Правописание суффиксов действительных и страдательных
причастий прошедшего времени.
1
14
Правописание гласных перед суффиксом -ВШ в действительных
причастиях прошедшего времени
1
15
1
16
Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени
Одна буква Н в отглагольных прилагательных.
17
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
1
18
НЕ с причастием
1
19
1
23
Гласные О, Ё, Е после шипящих в суффиксах разных частей
речи. Проверочная работа
Система орфограмм, отражающая написание окончаний
разныхчастей речи. Правописание окончаний имен
существительных, имен прилагательных и причастий
Правописание личных окончаний глаголов. Различение формы
повелительного наклонения и формы 2 лица множественного
числа настоящего и будущего времени
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов,
принадлежащих к разным грамматическим категориям. Роль
морфологического принципа в графическом оформлении слов,
относящихсяк разным грамматическим категориям
Деепричастие . НЕ с деепричастием
24
Суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида
1
25
1
26
Наречие. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о
и -е
Буквы е и и в приставках не – и ни-
27
Одна и две буквы в наречиях на -о и -е
1
28
Буквы О и Е после шипящих и О и А на конце наречий
1
29
1
30
31
Предлоги. Слитное и раздельное написание производных
предлогов
.Союзы . Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
Частица. Различение частицы не и приставки не-
32
Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни
1
33
34
Различение частиц НЕ и НИ. Проверочная работа
Итоговый урок
1
1
11
12
13
20
21
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9 «А» класс. 34 часа.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Тема урока
Введение. Значение курса, задачи. Знакомство с демоверсией ОГЭ.
Критерии оценки
Орфография как система правил правописания. Разделы
орфографии. Типы и виды орфограмм. Орфограммы в корне слов.
Правописание сложных слов.
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С,
иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после
приставок.
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и
отглагольных прилагательных, наречий.
Слитное и раздельное написание частицы НЕ со словами.
Различениечастиц НЕ и НИ.
Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
Правописание сходных грамматических конструкций.
Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
7
Практическая работа. Отработка 5 задания
1
8
Повторение изученного в 8 классе об основных разделах и
принципах русской пунктуации. Знаки препинания в простом
предложении
Комплексный анализ текста.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы
языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и
формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Микротема. Абзац. Способы сжатия текста: упрощение,
обобщение, исключение.
1
13
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы
сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
1
14
Сжатое изложение.
1
15
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
1
16
Виды односоставных предложений.
1
17
Предложение. Односоставные и двусоставные предложения.
Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.
Количество грамматических основ в предложении
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении
1
19
Запятая на стыке двух союзов.
1
20
1
21
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных
предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное
подчинение.
Сложные предложения с разными видами связи
22
Практическая работа. Отработка заданий -2-4
1
9
10
11
12
18
1
1
1
1
1
1
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить
предложение, в котором содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на поставленный вопрос .
Средства речевой выразительности. Отработка умения
квалифицировать средства речевой выразительности.
1
Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически
нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и
эмоционально окрашенные слова.
Практическая работа . отработка заданий 6-8
1
27
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения.
Тема, идея, проблема текста.
1
28
Классификация речевых и грамматических ошибок.
3
29
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
1
30
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).
1
31
Композиция сочинения. Оформление вступления и заключения
сочинения.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
(Задание 13.1)
1
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
текста. ( 13.2)
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
текста. (13.3)
2
23
24
25
26
32
33
34
1
1
2
2