РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 5-6 классов
Качканарский МО,2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной
рабочей программе воспитания, и предусматривает непосредственное
применение при реализации ОП ООО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной
ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с
окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности и защиты Родины.
ПрограммаОБЗРобеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающихпреемственностьизученияосновкомплекснойбезопасности
личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и
навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализациюоптимальногобалансамежпредметныхсвязейиихразумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и
навыков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно
представлено
одиннадцатью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общегообразованияипреемственностьучебногопроцессанауровнесреднего
общего образования:
модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»;
модуль№2«Военнаяподготовка.Основывоенныхзнаний»;
модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»;
модуль
№
4
«Безопасность
в
быту»;
модуль№5«Безопасностьнатранспорте»;
модуль№6«Безопасностьвобщественныхместах»;
модуль
№
7
«Безопасность в природной среде»;
модуль№8«Основымедицинскихзнаний.Оказаниепервойпомощи»;
модуль № 9 «Безопасность в социуме»;
модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль№11«Основыпротиводействияэкстремизмуитерроризму».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебногопредмета
ОБЗРнауровнеосновногообщегообразованияпрограммаОБЗРпредполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность по возможности её избегать при необходимости
действовать».
Учебный материалсистематизирован по сферам возможных проявлений
рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные
места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; физическоеи
психическое здоровье; социальное взаимодействие и другие.
Программой ОБЗР предусматривается использование практикоориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных
занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные
образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.
Вусловияхсовременного
историческогопроцессаспоявлениемновых
глобальныхирегиональныхприродных,техногенных,социальныхвызовови
угрозбезопасностиРоссии(критичныеизмененияклимата,негативные медикобиологические,экологические,
информационныефакторы
идругие
условияжизнедеятельности)возрастаетприоритетвопросовбезопасности,их
значениенетолькодлясамогочеловека,нотакжедляобществаигосударства.
При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности
остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В современных условиях колоссальное значение приобретает
качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное
на формирование гражданской идентичности, воспитание личности
безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией
дляобеспечениябезопасностивповседневнойжизни.
Актуальность
совершенствованияучебнометодическогообеспеченияучебногопроцессапо предмету ОБЗР определяется
следующими системообразующими документами в области безопасности:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная
Указом
Президента
Российской
Федерацииот2июля2021г.№400,Доктринаинформационнойбезопасности
Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской
Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, Национальные цели развития
Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указом
ПрезидентаРоссийскойФедерацииот21июля2020г.№474,государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.№
1642.
ОБЗР является системообразующим учебным предметом, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и
реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и
закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР является общая теория безопасности, исходя из которой он должен
обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем
безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную
системуобеспечениябезопасностиличности,обществаигосударства,атакже
актуализировать для обучающихся построение модели индивидуального
безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них базовый
уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты
Родины», является обязательным для изучения на уровне основного общего
образования.
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к
защите
Отечества
и
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности, что способствует освоениюучащимисязнанийиумений,
позволяющих подготовиться к военной службе и выработке у обучающихся
умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать
конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера,
грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует
закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья
человека, формированию необходимых для этого волевых и моральнонравственныхкачеств,предоставляетширокиевозможностидляэффективной
социализации,необходимойдляуспешнойадаптацииобучающихсяк
современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.
ЦЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
ЦельюизученияОБЗРнауровнеосновногообщегообразованияявляется
формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по
защите
Отечества
и
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельностивсоответствииссовременнымипотребностямиличности,
общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа
жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять
необходимыесредстваиприемырациональногоибезопасногоповеденияпри их
проявлении;
сформированностьактивнойжизненнойпозиции,осознанноепонимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности
личности, общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайныхситуацийприродного,техногенногоисоциальногохарактера
.
МЕСТОПРЕДМЕТАВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Общее число часов, отведенных для изучения ОБЗР в 5-6 классах,
составляет 34 часа
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Основыбезопасностиизащиты Родины
5-6КЛАСС
МОДУЛЬ«КУЛЬТУРАБЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТ
И В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Человекиегобезопасность
Опасностивжизничеловека.
Опасные ичрезвычайныеситуации.Источникопасныхситуаций.
Возникновение опасных ситуаций из-за человеческого фактора.
Основныеправилабезопасногоповедениявразличныхситуациях.
Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила
безопасности жизни. Краткие сведенияо системе государственной защиты в
области безопасности.
Разновидностичрезвычайныхситуаций.
Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации природного
характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные
ситуации социального характера.
МОДУЛЬ«ЗДОРОВЬЕИКАКЕГОСОХРАНИТЬ»
Здоровьеифакторы,влияющиенанего
Чтотакоездоровьеиздоровыйобразжизни.
Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое
здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного
здоровья.
Каксохранитьздоровье.
Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и
неправильная осанка при ходьбе и при работе за письменным столом.
Близорукость и дальнозоркость. Развитие физических качеств (сила, быстрота,
выносливость). Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность.
Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки, витамины,
жиры, минеральные вещества, углеводы — необходимые элементы,
требующиеся для развития организма.
Личнаягигиена.
Определениепонятия«гигиена».Уходзазубами.Уход закожей. Выбор
одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день.
Предупреждениевредныхпривычек.
Вредтабакокуренияи употребленияспиртныхнапитков.Негативное
отношение к приёму наркотических и токсикоманических веществ.
Основныеправилаздорового образажизни.
Здоровьеиправилаегосбережения
Факторы,способствующиесбережениюздоровья.
Правильноеинеправильноепитание.Закаливаниеорганизма.
Факторы,разрушающиездоровье.
Долгоесидениезакомпьютером.Избыточныйвес.
Профилактикавредныхпривычек.
Вред от употребления алкогольных напитков, табака, наркотиков.
Игромания. Компьютерная игровая зависимость. Как избежать этой
зависимости.
Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на
развитие и здоровье человека.
Физические, химические и социальные антропогенные факторы
окружающей среды. Экологическая безопасность.
Правилаличнойгигиеныпризанятияхтуризмом.
Правильный выбор одежды и обуви по сезону для участия в походе.
Соблюдение правил личной гигиены в походе.
ТуризмкакчастькомплексаГТО.
Чрезвычайныеситуациибиолого-социальногопроисхождения
Эпидемии.
Понятия«эпидемия»,«пандемия».Пандемия
ко ро на вир уса. Правила
профилактики коронавируса.
Эпизоотии.
Понятия«эпизоотическийочаг»,«панзоотия».Признакиинфекционных
заболеваний животных.
Эпифитотии.
Понятия«эпифитотия»,«панфитотия».Признакиинфекционных
заболеваний растений.
Защитанаселенияотчрезвычайныхситуацийбиолого-социального
происхождения.
Защитаотэпидемий,эпизоотий,эпифитотий.
Здоровьеиздоровыйобразжизни
Зависимость благополучия человека от его здоровья. Как сформировать
индивидуальную модель здорового образа жизни. Как избежать
инфекционных заболеваний. Влияниевредныхпривычекназдоровьечеловека.
Табакокурение.Электронныесигареты. Неупотребляйтеталкогольные
напитки. Наркозависимость.
Здоровьекакважнаясоставляющаяблагополучиячеловека.
Физиологическая
составляющаяздоровья.Психологическаясоставляющая
здоровья.
Нравственная составляющая здоровья.
Что включает всебя здоровыйобразжизни.
Обязательныеправилаприсоставлениирежимадня.Преодоление
социальных опасностей, угрожающих здоровью и жизни.
Значениерепродуктивногоздоровьядлянаселениястраны.
Факторы,разрушающиерепродуктивноездоровье.Улучшение
демографической ситуации на государственном уровне.
Семейно-брачныеотношения.
Репродуктивнаяфункциясемьи.Чтонужнопониматьпередтем,каксоздать
семью.
СемейноеправовРоссийскойФедерации.
ОсновныеположенияСемейногокодексаРоссийскойФедерации.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬНАТРАНСПОРТЕ»
Безопасноеповедениенадорогахивтранспорте
Правилаповедениядляпешеходов.
Дорожная разметка. Регулирование дорожного движения. Пешеходные
переходы (регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, велопешеходная и
велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и
пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика.
Движениепешеходоввгороде и по загородным дорогам.
Правилаповедениядляпассажиров.
Общественный транспорт. Школьный автобус. Правила, которые
необходимо выполнять пассажирам трамваев, троллейбусов, автобусов,
метрополитена.
Есливыводительвелосипеда.
Движение велосипедистов согласно Правилам дорожного движения
Российской Федерации. Средства индивидуальной защиты велосипедиста.
Требования к техническому состоянию велосипеда.
Безопасностьучастниковдорожногодвижения.
Дорожно-транспортныепроисшествия(ДТП)иаварийныеситуации.
Правила безопасного поведения пассажира при передвижении на
автомашине. Обязанности водителя, попавшего в ДТП. Кнопка SOS в
автомобиле. Аварийные ситуации в городском общественном транспорте.
Безопасностьнаавиационномиводномтранспорте
Что делать в случае возникновении аварийной ситуации в самолёте.
Безопасность пассажиров морских и речных судов. Как вести себя при
кораблекрушении.
Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом
и метрополитеном
Ситуации,связанные сжелезнодорожнымтранспортом.
Зоныопасности
на
железнойдороге.«Зацеперы».
Поездкавпоезде
дальнего следования. Аварийная ситуация в поезде дальнего следования.
Безопасностьвметрополитене.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬВБЫТУ»
Безопасностьвашегожилища
Средаобитаниячеловека.
Особенностисельскихпоселений.Особенностигородовкаксредыобитания
(смог, переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы).
Службы, которые всегда приходят на помощь.
Правилавызоваэкстренныхслужб.Единыйномер112.
Основные
правила
безопасности
на
улице.
Безопасностьввечернеевремя.Безопасностьвтолпе. Безопасность дома.
Источники опасностивсовременномжилище.Бытовойгаз —источник
повышенной опасности. Гигиена жилища.
Безопасностьв подъездеинаигровойплощадке.
Основные правила безопасности в подъезде и лифте, которые надо
соблюдать, чтобы не подвергнуться нападению. Основные правила
безопасного поведения на игровой площадке.
Каквестисебяприпожаре.
Правила поведения, если пожар в квартире. Рекомендации, как избежать
пожара.
Безопасностьвповседневнойжизни
Пожарнаябезопасностьвпомещениях.
Пожарнакухне,набалконе.Мерыпредосторожностиприработеспечью.
Электробезопасностьвповседневнойжизни.
Мерыпредосторожностиприиспользовании электроприборов.
Средствабытовойхимии.
Безопасностьвбыту
Обеспечениеличнойбезопасностив быту.
Пользованиеводопроводом,канализациейимусоропроводом
Употребление лекарств. Потеряключей.
Пожарывзданиях.
Основные причины пожаров в зданиях. Основные поражающие факторы
пожара.Правилаиспользованияэлектроприборов.Каквестисебяприпожаре
в
общественном месте.
Предупреждениепожаровимерыпозащитенаселения.
Пожарная профилактика. Основные задачи пожарной охраны.
Государственнаяпротивопожарнаяслужба(ГПС),еёфункции.
Праваиобязанностигражданвобластипожарнойбезопасности.
Ответственностьзанарушениетребованийпожарнойбезопасности.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬВСОЦИУМЕ»
Безопасностьвкриминогенныхситуациях
Какизбежатьконтактовсозлоумышленникамиипреступной средой.
Понятие«криминогеннаяситуация».Разновидностипреступлений.Правил
а безопасногоповедениянаулице,вобразовательнойорганизации,дома,
которыенеобходимособлюдать,чтобынестатьжертвой злоумышленников.
Советынавсюжизнь.
Полезныеправила,которые помогутдетямиподросткамизбежать
криминальных угроз.
Какулучшитьотношениясокружающими
Стрессистрессовые ситуации.
Какснизитьвлияниестрессанаповедениеиобщеесостояниечеловека.
Методысамовнушения,самоубежденияисамоприказавборьбесострессом.
Конфликт—особенностиобщения.
Какизбежать конфликтнойситуации.Побегиздома.Единый
общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.
Безопасность всоциальныхсетях.
Какнестатьжертвойпринужденияк
самоубийству(суициду).Как
противостоять опасностям вовлечения в группы смерти.
Опасностивовлечениявэкстремистскиесубкультуры
«Колумбайн»и«скулшутинг»—опасныевраги общества.
Признаки агрессивного поведения у подростков. Не позволяйте собой
манипулировать. Как противостоять манипуляциям в информационной среде.
Противодействиевовлечениювкриминальныесообщества.
Признаки воздействия криминальных сообществ на учащихся. Что
нужно делать, чтобы снизитьриск попадания под влияниекриминальных
структур.
МОДУЛЬ«ОСНОВЫПРОТИВОДЕЙСТВИЯЭКСТРЕМИЗМУИ
ТЕРРОРИЗМУ»
Экстремизмитерроризм—угрозыличности,обществуигосударству
Чтотакоеэкстремизм.
Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасные формы
экстремистской
деятельности.
Ответственность
за
экстремистскую
деятельность.
Терроризм—крайняяформаэкстремизма.
Понятие «терроризм». Различные виды террористической деятельности.
Ложные сообщения о терактах. Формы проявления терроризма.
Ответственность несовершеннолетних за участие в террористической
деятельности.
Правила безопасного поведения при угрозе или совершении
террористического акта.
Признаки наличия взрывного устройства. Правила поведения в
различных ситуациях, связанных с проявлением террористической
деятельности.
Терроризм —угрозаобществуикаждому
Какгосударствоборетсястерроризмом.
Государственноезаконодательствооборьбестерроризмом.Основныезадач
и Национального антитеррористического комитета (НАК).
Особенностисовременноготерроризма.
Виды современной террористической деятельности. Телефонные
террористы.
Как нестатьпособникомтеррористов.
Как действуют вербовщики террористических организаций. Статьи
Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные за
террористическую деятельность, в том числе для лиц, которым исполнилось
на момент преступления 14 лет.
Формированиеантитеррористическогоповедения.
Противодействиеэкстремизмуитерроризму
Терроризм—угрозанациональнойбезопасностиРоссии.
Основныенормативно-правовыеактыпопротиводействиюэкстремизму
и терроризму.
Федеральныезаконы«Опротиводействииэкстремистскойдеятельности»,«
О противодействии терроризму» и другие документы.
Общегосударственноепротиводействиетерроризму.
Основные задачи противодействия терроризму. Основные направления
предупреждения
(профилактики)
терроризма.
Силовые
ведомства,
привлекаемые к антитеррористической деятельности.
Противодействие вовлечению в сообщества экстремистской
направленности.
Праворадикальныесообщества.Леворадикальныесообщества.Какизбежат
ь вовлечения в радикальные сообщества и не попасть под влияние
экстремистской идеологии. Общие правила Интернет-безопасности с целью
противостояния экстремизму и терроризму.
Правила
поведения
в
различных
ситуациях,
связанных
с
антитеррористической безопасностью.
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться
взрывным устройством. Захватв заложники. Правила поведенияпризахвате
самолёта террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬВИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ»
Безопасностьвинформационнойсреде
Чтотакоеинформационнаясреда.
Понятия«информационнаясреда»,«информационнаябезопасность».
Основные источники информации.
Безопасноеиспользование информационных ресурсов.
Понятие«киберзависимость».Правилабезопасностидлязащитыот
информационных угроз и опасностей.
БезопасностьвИнтернете
Информационнаябезопасность.
Информационная
безопасность
детей.
Угроза
информационной безопасности. Основные правила
поведения в социальных сетях.
Компьютернаяигромания.
Признакизаболеванияуподростков,слишкомувлечённыхкомпьютерными
играми.
Деструктивноеповедениевсоциальныхсетях.Какнестатьжертвой
кибербуллинга.
Понятия«буллинг»,«кибербуллинг». Способыизбежатьконтактовс
компьютерными агрессорами.
Какнестатьжертвой мошенничествав социальныхсетях.
Какраспознатьдействиякибермошенников.Какзащититьсвоиденежные
средства при использовании платёжных средств в Интернете.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬВПРИРОДНОЙСРЕДЕ»
Безопасностьвразличныхпогодныхусловияхипристихийных бедствиях
Какпогодныеусловиямогутвлиятьнабезопасностьчеловека.
Ветер.Гроза.Молния.Правилаповеденияпригрозе.Гололёд игололедица.
Безопасное поведениенаводоёмах.
Правилаповеденияназамёрзшемводоёме.Безопасностьприкупании
вводоёмах летом.
Стихийныебедствияисвязанныеснимиопасности.
Землетрясение.Наводнение.Ураган.Сель.Оползень.Правилаповеденияво
время стихийных бедствий.
Безопасноеповедениенаприроде
Безопасноеповедениевтуристскихпоходах.
Основныемерыбезопасностивтуристскихпоходах.Еслитуристотсталот
группы.
Видытуристскихпоходов.
Однодневные имногодневные,местныеидальниетуристскиепоходы.
Какориентироватьсяна местности.
ОриентированиепоСолнцу.Ориентированиепоприроднымпризнакам.
Ориентированиепоместнымпризнакам.Способы
определениясторонгоризонтапокомпасу,небеснымсветиламикарте.
Подготовкакпроведениютуристскогопохода.
Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности.
Состав аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в
зависимости от вида похода.
Приметы,покоторымможноопределитьпогоду.Какразвестикостёрпри
разной погоде.
Выборместадлякостраиегорозжиг.Видыкостров.
Есливлесувасзастиглагроза.
Признаки приближающейся грозы. Правильное размещениев укрытии
во время грозы.
Правилабезопасногоповедениявразличныхвидахпоходов
Советынавсюжизнь.
Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения
по равнинной и пересечённой местности. Устройство бивака.
Лыжныепоходы.
Особенностиснаряжения.Организациядвижения.
Горныепоходы.
Организациядвиженияприподъёмеиспуске.
Водныепоходы.Способыисредствасамопомощиивзаимопомощивводных
походах.
Плавучиесредства.Общийраспорядокходовогодня.Правиладействияво
время аварии судна.
Безопасноеповедениеприавтономномсуществовании
Поведениечеловекавусловияхавтономногосуществованиявприродной
среде.
Факторы,способствующие
и
препятствующиевыживаниюприавтономном существовании.
Добровольнаяивынужденнаяавтономиячеловекавприроднойсреде.
Характерныеособенностидобровольногоивынужденногосуществованияв
природе.
Организацияночлегаприавтономномсуществовании.
Сооружениевременногожилища.Добываниеогняспомощьюразличных
предметов.
Какдобытьпитьёипищувусловияхавтономии.
Растения,грибы,орехи,которыеможноупотреблятьвпищу.
Очисткаи
обеззараживание вод.
Какподатьсигналыбедствия.
Различные средства аварийной сигнализации.
Опасные
встречи
в
природных
условиях
Безопасностьпривстречесдикимиживотными.
Правилаповеденияпривстречесдикимиживотными(лосем,кабаном,волко
м, медведем и др.
Безопасностьпривстречесозмеёй.
Защитаоткомаров,мошкиидругихнасекомых.Профилактикаклещевого
энцефалита.
Клещевой вирусныйэнцефалит,егопереносчики,местаивремяпередачи,
последствия заболевания. Способы удаления клещей с тела.
Чрезвычайныеситуацииприродногохарактера
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.
Чрезвычайныеситуациигеологическогопроисхождения.Землетрясение.
Правилаприподготовкекземлетрясению.Чтонужноделатьво
времяземлетрясения.
Чрезвычайныеситуациигеологическогопроисхождения.
Извержения
вулканов. Оползни, обвалы.
Что нужно делать при поступившем сигнале о начале стихийного
бедствия геологического происхождения.
Чрезвычайныеситуацииметеорологическогопроисхождения.
Ураганы и бури. Смерчи. Правила поведения при чрезвычайных
ситуациях метеорологического происхождения.
Чрезвычайныеситуациигидрологическогопроисхождения.
Наводнения, их виды. Сели. Цунами. Снежные лавины. Правила
поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического
происхождения. Защита от землетрясений и ликвидация их последствий.
Защита от вулканических опасностей, оползней и обвалов.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и
гидрологического происхождения.
Защита от ураганов, бурь, смерчей. Защита от наводнений. Мероприятия
по защите от селей. Мероприятия по защите от цунами. Защита от снежных
лавин.
Природныепожары
Степные,тростниковые,лесныеиторфяныепожары.
Правила безопасностипривозникновениилесныхиторфяныхпожаров.
Защитанаселенияотлесныхиторфяныхпожаров.
Средстваиспособы,которыеиспользуютсяпритушениилесныхпожаров.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬВЧРЕЗВЫЧАЙНЫХСИТУАЦИЯХ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»
Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и
благополучия человека
Химическиепроизводства исвязанныесними опасности.
Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак –
аварийно- химически опасные вещества (АХОВ). Правила действияпосле
оповещения об аварии и угрозе химического заражения. Индивидуальные
средства защиты.
Ядерныеобъектыиих опасности.
Радиационно-опасныйобъект.Радиационнаяавария.Правилабезопасного
поведения в условиях радиационной обстановки.
Гидротехническиесооруженияиихопасности.
Понятие «гидродинамическаяавария».Правила безопасногоповеденияв
условиях гидродинамической аварии.
МОДУЛЬ«ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙ»
Перваяпомощьиправилаеёоказания
Основныеправилаоказанияпервойпомощи.
Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых
необходимооказыватьпомощь.Телефоныдлявызоваскороймедицинской
помощи.Средстваиздомашней
аптечки,которыенужноиспользоватьпри
оказании первой помощи.
Перваяпомощьивзаимопомощьприожоге.
Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника,
воздействующегонакожу(термические,электрические,лучевые,
химические).Поверхностныеиглубокиеожоги.Правилапервойпомощи
при различных видах ожогов.
Перваяпомощьприотравлениях.
Различные пути попадания яда в человеческий организм. Правила
безопасностидляпредупрежденияслучаевотравления.Перваяпомощьпри
отравлении минеральными веществами и бытовой химией.
Перваяпомощьпритравмах.
Понятия«ушиб»,«травма».Перваяпомощьприушибахиссадинах.
Перваяпомощьпри чрезвычайныхситуациях.
Правилаоказанияпервойпомощивусловияхразличныхчрезвычайных
ситуаций.
Важностьсвоевременногооказанияпервойпомощи.Перваяпомощьпри
электротравме.
Перваяпомощьприкровотечении.
Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения —
капиллярное, венозное, артериальное, смешанное. Способы временной
остановки наружного кровотечения. Оказание первой помощи при носовом
кровотечении.
Перваяпомощьприушибахипереломах.
Транспортировкапострадавшихвмедицинскоеучреждение.
Способы
транспортировки пострадавшего.
Перваяпомощьвприродныхусловиях
Народныесредствапервойпомощи.
Средствадляостановкикровотечения,откашля,отвоспаления.
Перваяпомощьпритравматическихповреждениях.
Перваяпомощьпритравмеконечностей,приповрежденииглазиноса.
Иммобилизация при травме конечностей.
Первая помощь при солнечномитепловомударе.
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге.
Психологическая поддержка пострадавшего.
Оказаниепервойпомощи
Значение
первой
помощи
при
неотложных
состояниях.
Средства,рекомендуемыедляоказанияпервойпомощи.
Оказание
первой
помощи при травмах.
Переломы,вывихи,растяжения.
Оказаниепервойпомощиприутоплении,остановкесердцаикоме.
Перваяпомощьприотравленияхаварийнохимическиопаснымивеществами. Первая помощь при массовых поражениях
людей.
Перваяпомощьприпопаданииинородноготелавверхниедыхательные
пути.
Действияпоудалениюинородноготела.
Перваяпомощьприотсутствиисознанияиостановкедыхания.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬВОБЩЕСТВЕННЫХМЕСТАХ»
Безопасностьвкриминогенныхситуациях
Какизбежатьвстречиспреступником.
Безопасностьнаулице.Безопасностьвгородскомтранспорте.Как
обеспечитьсвоюбезопасностьвквартире.Осторожно:мошенничество.
Какизбежатьвстречиснаркоторговцем.
Понятие«наркотизм».Противодействиенаркотизму.
Безопасность
в
учебном
и
производственном
процессах
Безопасностьнаурокахипеременах.Безопасностьнапрактических занятиях.
ЗащитаправпотребителейвРоссийскойФедерации
Правапотребителянабезопасностьтовара.
ОсновныеположенияФедеральногозакона«Озащитеправпотребителей».
Защита прав потребителей при использовании приобретённого товара.
Безопасность товара (работы, услуги). Информация о товарах (работах,
услугах). От чего зависит уровень защищённости потребителя от опасного
товара.
Защитаправпотребителейприпродажетоваровпотребителям.
Правапотребителяприобнаружении втоваре недостатков. Замена
товара ненадлежащего качества.
Защитаправпотребителейпривыполненииработ(оказанииуслуг).
Правапотребителяприобнаружениинедостатковвыполненнойработы
(оказаннойуслуги).
МОДУЛЬ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Чрезвычайныеситуациитехногенногохарактераизащитанаселенияот их
последствий
Разновидности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Аварииикатастрофывсовременнойпромышленностииэнергетике.
Авариинарадиационноопасныхобъектахизащитанаселенияотихпоследствий.
Понятие «радиационная защита». Источникиоблучения. Правила
поведения при аварии на радиационно-опасном объекте. Меры радиационной
защиты населения.
Аварии на химически опасных объектах и защита населения от их
последствий.
Источники химической опасности для населения. Правила поведения в
зоне химической аварии. Правила поведения при движении по заражённой
территории. Средства индивидуальной защиты населения от АХОВ.
Аварии на взрывопожароопасных объектах и защита населения от их
последствий.
Пожары и взрывы с тяжёлыми социальными и экономическими
потерями. Четыре класса опасностей производственных объектов. Средства
защиты населения. Как вести себя при взрыве.
Аварии на гидротехнических сооружениях и защита населения от их
последствий.
Виды гидротехнических сооружений. Основные причины аварий на
плотинах. Меры по защите населения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного
характера.
Сигнал«Вниманиевсем!».Общероссийскаякомплекснаясистема
информирования и оповещения
населения в местах массового
пребываниялюдей (ОКСИОН). Действия по сигналам гражданской обороны.
Видыиспособыэвакуациинаселения.
Организация
эвакуации
населения
по
производственнотерриториальному принципу. Виды эвакуации в зависимости от сроков
проведения. Локальная, местная, региональная эвакуация. Особенности
организации и осуществления эвакуационных мероприятий при авариях и
катастрофах. Действия после получения информации об эвакуации.
Инженерныесооружениядлязащитынаселения.
Инженерная защита населения и её функции. Защитные сооружения
гражданскойобороны.Противорадиационныеукрытия(ПРУ).Простейшие
укрытия.
НациональнаябезопасностьРоссийскойФедерациинасовременном этапе
Нормативно-правоваябазаРоссийскойФедерациивобластиобеспечения
безопасности личности, общества, государства.
Праваиобязанностигражданвобластибезопасностижизнедеятельности,
изложенныевдокументахгосударственногозаконодательства(Конституци
я Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации и др.).
Классификациячрезвычайныхситуацийприродногоитехногенного
характера.
ОсновныеугрозывоеннойбезопасностиРоссийскойФедерации.
Основныевнешниевоенныеопасности.Основныевнутренние
военные
опасности. Основные военные угрозы.
МОДУЛЬ«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯБЕЗОПАСНОСТЬ»
Антропогенноевлияниенаокружающуюсредуибезопасность
Источникизагрязнения окружающейсреды.
Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые
приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой.
Безопасное поведение в местах с загрязнённой атмосферой. Безопасное
поведение в местах с загрязнённой водой. Безопасное поведение в местах с
загрязнённой почвой.
МОДУЛЬ«КУЛЬТУРАБЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
»
Защитанаселенияитерриторийотчрезвычайных ситуаций
Гражданскаяоборона.
Система управления гражданской обороной. Мероприятия по
гражданской обороне. Подготовка населения в области гражданской обороны.
Задачи в области гражданской обороны. Принципы организации и ведения
гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской
обороны. Силы гражданской обороны.
ДеятельностьМЧСРоссии.
СтруктураиосновныезадачиМЧСРоссии.ОсновныефункцииМЧСРоссии.
ОсновныефункцииРСЧС.
Структураединойгосударственнойсистемы предупрежденияиликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.
Примернаятематикапрактическихзанятий
Разработкамаршрутатуристскогопохода.
Ориентированиенаместности(покарте,компасу,местнымпредметам,прир
одным признакам).
Сооружениежилищадляавтономногосуществования.Оказаниепервой
помощи при травмах.
Оказаниепервойпомощипри
кровотечениях.Оказаниепервойпомощиприожоге.
Оказаниепервойпомощипритепловомисолнечномударе.Оказаниепервой
помощи при электротравме.
Оказаниепомощиисамопомощиприинфекционныхзаболеваниях. Работа с
типовыми приборами для контроля окружающей среды.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1)
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважениякОтечеству,прошломуинастоящемумногонационального
народа
России;осознаниесвоейэтническойпринадлежности,знаниеистории,языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовность и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,традициям,
языкам,ценностямнародовРоссии инародовмира;готовностии способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной
жизнивгруппахисообществах,включаявзрослыеисоциальныесообщества; участие
в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных
проблемнаосновеличностноговыбора,формированиенравственныхчувств
и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничествесосверстниками,детьмистаршегоимладшеговозраста,взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения в транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1)
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата,определять способыдействий в рамках предложенныхусловийи
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4)
умениеоцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачи,собственн
ые возможности её решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,классифицировать,самостоятельновыбиратьоснованияикритерии
для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7)
умениесоздавать,применятьи
преобразовыватьзнакиисимволы,модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
8)
смысловоечтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельностьсучителемисверстниками;работатьиндивидуальноивгруппе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачейкоммуникациидлявыражениясвоихчувств,мыслейипотребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1)
Формированиесовременнойкультурыбезопасностижизнедеятельност
ина
основепониманиянеобходимостизащитыличности,обществаигосударства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайныхситуацийприродного,техногенногоисоциальногохарактера;
2)
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
3)
понимание личной и общественной значимости современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
4)
понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайныхситуацийприродного,техногенногоисоциальногохарактера, в том
числе от экстремизма и терроризма;
1)
пониманиенеобходимостиподготовкигражданкзащитеОтечества,
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
2)
формирование
анти-экстремистской
и антитеррористической
личностной позиции;
3)
пониманиенеобходимости сохранения природыи окружающейсреды
для полноценной жизни человека;
4)
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их
последствий для личности, общества и государства;
5)
знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять
в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
6)
умениеоказатьпервуюпомощьпострадавшим;
7)
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой
из
различныхисточников;готовностьпроявлятьпредосторожностьвситуациях
неопределённости;
8)
умениеприниматьобоснованныерешениявконкретнойопаснойситуаци
и с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
овладение основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельностисучётомприродных,техногенныхисоциальныхрисков
на
территории проживания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/
п
Наименование
разделовитем
программы
Количествочасов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел1.Модуль«КУЛЬТУРАБЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИВ
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
http://schoolЧеловекиего
1.1
1
0
0
collection.edu.ru
безопасность
Итогопо разделу
1
0
0
Раздел2.Модуль«ЗДОРОВЬЕИКАКЕГОСОХРАНИТЬ»
http://schoolЗдоровьеи
2.1
1
0
0
collection.edu.ru
факторы,
влияющиена
него
http://schoolЗдоровье и
2.2
1
0
0
collection.edu.ru
правилаего
сбережения
Итогопо разделу
2
0
0
Раздел3.Модуль«БЕЗОПАСНОСТЬНАТРАНСПОРТЕ»
Безопасное
3.1
2
0
поведениена
дорогахив
транспорте
Итогопо разделу
2
0
Раздел4.Модуль«БЕЗОПАСНОСТЬВБЫТУ»
0
http://schoolcollection.edu.ru
0
http://schoolБезопасность
2
0
0
collection.edu.ru
вашегожилища
Итогопо разделу
2
0
0
Раздел5.Модуль«БЕЗОПАСНОСТЬВСОЦИУМЕ»
Безопасностьв
http://school5.1
2
0
0
криминогенных
collection.edu.ru
ситуациях
Итогопо разделу
2
0
0
Раздел6.Модуль«ОСНОВЫПРОТИВОДЕЙСТВИЯЭКСТРЕМИЗМУИТЕРРОРИЗМУ»
4.1
Экстремизми
6.1
терроризм—
угрозыличности,
обществуи
государству
Итогопо разделу
2
2
0
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
0
Раздел7.Модуль «БЕЗОПАСНОСТЬВИНФОРМАЦИОННОМПРОСТРАНСТВЕ»
Безопасность в
http://school7.1
1
0
0
информационно
collection.edu.ru
йсреде
Итогопо разделу
1
0
0
Раздел8. Модуль«БЕЗОПАСНОСТЬВ ПРИРОДНОЙСРЕДЕ»
Безопасностьв
различных
погодных
8.1
условияхипри
стихийных
бедствиях
Итогопо разделу
2
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
2
0
0
Раздел9.Модуль«Безопасностьвчрезвычайныхситуацияхтехногенногохарактера»
Производственны
е аварии и их
опасность для
9.1
жизни,здоровьяи
благополучия
человека
Итогопо разделу
1
0
1
0
Раздел10.Модуль«ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙ»
10.1Перваяпомощьи
2
0
правила ее оказания
Итогопо разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0
http://schoolcollection.edu.ru
0
0
2
0
0
17
1
0
http://schoolcollection.edu.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№
п/п
Наименование
разделовитем
программы
Количествочасов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел1.Модуль«ЗДОРОВЬЕИКАКЕГОСОХРАНИТЬ»
Здоровье и
правилаего
сбережения
Итогопо разделу
1.1
2
2
0
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
0
Раздел2.Модуль«БЕЗОПАСНОСТЬВПРИРОДНОЙСРЕДЕ»
2.1
2.2
2.3
Безопасное
поведениена
природе
Правила
безопасного
поведенияв
различных
видах
походов
Безопасное
поведениепри
автономном
существовании
Опасныевстречи
вприродных
условиях
Итогопо разделу
2.4
3
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
4
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
3
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
3
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
0
http://schoolcollection.edu.ru
13
0
Раздел3.Модуль«ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙ»
Перваяпомощьв
3.1
2
0
природных
условиях
Итогопо разделу
2
0
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
17
1
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0
0
0
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Темаурока
Опасностивжизничеловека
Основныеправилабезопасногоповеденияв
различных ситуациях.
Разновидностичрезвычайныхситуаций.
Чтотакоездоровьеиздоровыйобразжизни.
Каксохранитьздоровье.Средаобитаниячелов
ека.
Личнаягигиена. Основные
правилаздоровогообразажизни.Предупрежде
ниевредныхпривычек.
Правилаповедениядляпешеходов.
Есливыводительвелосипеда.
Службы,которыевсегдаприходятна
помощь.
Основныеправилабезопасностинаулице.
Безопасностьдома.
Безопасностьвподьездеинаигровой
площадке.
Как избежать контактов со
злоумышленникамиикриминальной
средой. Советынавсюжизнь.
Чтотакоеэкстремизм. Терроризмкрайняяформаэкстремизма.
Правилабезопасногоповеденияпри
угрозе или совершении
террористическогоакта.
Чтотакоеинформационнаясреда.
Безопасноеиспользование
информационныхресурсов.
Какпогодныеусловиямогутвлиятьна
безопасность человека.
Количествочасов
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Безопасное поведениенаводоемах.
14
15
16
17
1
Стихийныебедствияиихопасности.Химиче
скиепроизводстваисвязанныес ними
опасности. Ядерныеобъектыиихопасности.
Гидротехническиесооруженияиих
опасности.
Основные правила оказания первой
помощи.Перваяпомощьивзаимопомощь
приожоге.
Перваяпомощьприотравлениях,травмах,
чрезвычайных ситуациях.
1
1
1
Дата
изучения
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ
17
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Темаурока
Количествочасов
Всего
Факторы,способствующиесбережению
здоровья.
Факторы,разрушающиездоровье.
Профилактикавредныхпривычек
Какизбежатьотрицательноговоздействия
окружающейсредынаразвитиеиздоровье
человека.
Правилаличнойгигиеныпризанятиях
туризмом.
ТуризмкакчастькомплексаГТО.
Безопасноеповедениевтуристических
походах.Видытуристических походов.
Какориентироватьсянаместности.
Подготовкакпроведениютуристического
похода.
Приметы,покоторымможноопределить
погоду.
Какразвестикостерприразнойпогоде.
Советынавсюжизнь.Есливлесувасзастигла
гроза.
Лыжныепоходы. Горныепоходы.
Водные походы. Способы и средства
самопомощиивзаимопомощивводных
походах.
Поведениечеловекавусловияхавтономного
существования в природной среде.
Добровольнаяивынужденнаяавтономия
человека в природной среде.
Организацияночлегапри автономном
существовании.
Какдобытьпитьеипищувусловиях
автономии.
Какподатьсигналыбедствия.
1
Безопасностьпривстречесозмеей.Защит
аоткомаров,мошкиидругих насекомых.
Профилактикаклещевогоэнцефалита.
Безопасностьпривстречесдикими
животными.
Народныесредствапервойпомощи.
Перваяпомощьпритравматических
повреждениях, солнечномитепловом ударах.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
изучения
17
Первая помощь при переохлаждении,
отморожении и ожоге. Психологическая
поддержка пострадавшего
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
17
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Основыбезопасностижизнедеятельности.5класс.
Б.О.Хренников,Н.В.Гололобов,Л.И.Льняная,М.В.Маслов
Основы безопасности жизнедеятельности.6 класс.
Б.О.Хренников,Н.В.Гололобов,Л.И.Льняная,М.В.Маслов
Основы безопасности жизнедеятельности.7 класс.
Б.О.Хренников,Н.В.Гололобов,Л.И.Льняная,М.В.Маслов
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для
учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций под
редакцией С.Н. Егорова;
2. Основы безопасности жизнедеятельности:
5-7 классы: методическое пособие / Н. Ф.
Виноградова, Д. В. Смирнов.
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРС
Ы СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов
(school-collection.edu.ru);
2. Основы
безопасности
жизнедеятельности
(http://www.school-obz.org);
3. Российскаяэлектроннаяшкола(resh.edu.ru)
4. Учи.ру—интерактивнаяобразовательнаяонлайн
платформа uchi.ru