РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Орлята России»
для обучающихся 1-4 классов
Качканарский МО, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных
школ
Российской
Федерации
позволяет
решать
одну
из
главных
задач
государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого
образовательного пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах
последнего ФГОС начального общего образования, таки в «Примерной рабочей
программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной
активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации».
Участие
детей
и
педагогов
в
программе
«Орлята
России»
способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением
и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Ценностные основания Программы«Орлята России»
Примернаярабочаяпрограммавоспитания,задаваяцелевыеориентирыитребованиякрезульта
тампрограммвоспитанияобразовательныхучреждений,обеспечиваетсоответствиеФГОС,ед
инствовоспитательногопространстваиегосмыслов
в
образовательных
учреждениях
Российской Федерации, а также позволяет наоснове российских базовых национальных
ценностей
выделить
ценностные
основанияпрограммы«ОрлятаРоссии»:Родина,Команда,Семья,Здоровье,Природа,Познани
е.
Родина–
воспитаниелюбвикродномукраю,Родине,своемународу,дому,земле,людям,желаниеслужить
своемуОтечествутемделом,ккоторомуестьпризваниеибытьполезнымсвоейстране;формиро
ваниероссийскогонациональногоисторическогосознания,российскойкультурнойидентично
стичерезуважениенациональныхтрадицийнародов
России,историии
культуры
своей
страны.
Семья
–
основа
развития
страны
и
благосостояния
народа,
исток
добра,
любви,верности,поддержки,сочувствия,взаимногоуважения,возможностьсохранениядобр
ыхсемейныхтрадицийсучётомнациональных ирелигиозныхпринадлежностей.
Команда–содружество,искренность,уверенностьвуспехе;совместнаядеятельность
соответствии
с
нравственными
нормами;
умение
в
отдавать
своё
времядругомуибескорыстноприходитьнапомощь,желаниедобра иблагадругому.
Природа–бережноеиответственноеотношениекокружающейсреде,природному
своей
страны,
осознание
влияние
людей
на
наследию
окружающую
среду,пониманиезависимостижизни людейотприроды.
Познание
–
открытие
окружающего
активность,любознательность
и
мира
и
самостоятельность
понимание
в
себя
познании,
в
нём;
первоначальные
представления омногообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и
объектов, о науке инаучномзнании.
Здоровье–
равнениеначемпионов,ценностьздоровогообразажизни;безопасноеповедение,каквбыту,так
ивинформационнойсреде,принятиесвоейполовойпринадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делатьвместе, сообща и
делать
для
других!
Вместе
радости
и
удачи,
вместе
активное
действиеиувлекательноеприключение!
МетодологическойосновойПрограммыявляетсявоспитаниевколлективнотворческойдеятельности,авторкоторойдокторпедагогическихнаук,профессор,
академик
Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Ивановсчитал, что самый
педагогически
эффективный
коллектив
–
это
единое
содружествовзрослыхидетей,асамаяэффективнаявоспитывающаядеятельность–
та,чтосоздаётсяиразвиваетсясамимивоспитанниками,вовлечённымивпроцессжизнетворчес
тва.
В.А.Сухомлинскийписал1:«Вшколеучатнетолькочитать,писатьисчитать,нои
думать,
познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В школеучатсяжить».
Восновукурсавнеурочнойдеятельностиположенсистемнодеятельностныйподход,позволяющий
запериодосвоенияребёнкомобразовательныхтреков(траекторийсоциально–
коммуникационногоразвития)осуществитькачественныйпереходот«социальнойактивности
»
к
«социальной
позиции»
и
«гражданской
идентичности».
Важно,
что
вназваниипрограммызаключёнсущностныйнравственныйидеал«ОрлёнокРоссии».
Структура
построения
курса
предлагает
богатые
возможности
для
проявлениятворческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для
формированияактивнойпозицииюныхгражданстраны.Вструктурезаложенопониманиеособ
енностейпсихологическогоразвитиямладшегошкольникаиусловиядляформирования
самостоятельной
личности
будущего
подростка.
Учтено
соотнесениепостроенияучебныхчетвертейираспределениенагрузкивних.Цикличностькурса
,гдедаётсявозможностьвернутьсякранеепройденнымтрекам,позволяетребёнку,опираясьна
полученный
опыт,
проанализировать
свои
действия,
сделать
вывод
и
попробоватьприменить этот опыт всвоей жизни.
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1-4 классах
начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс – 34
учебных недели в год).
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностныхзнаний,отношенийиопытапозитивногопреобразованиясоциальногомирана
основе
российских
базовых
национальных
ценностей,
накопленных
предыдущимипоколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему
Отечеству,егоистории,культуре,природе,развитиесамостоятельностииответственности.
Задачикурса:
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу,
1.
малойРодине,общностигражданнашей страны,России.
Воспитывать
2.
уважение
к
духовно-нравственной
культуре
своей
семьи,своегонарода,семейнымценностисучётомнациональной,религиознойпринадлежн
ости.
3.
Формироватьлидерскиекачестваиумениеработатьвкоманде.
4.
Развиватьтворческиеспособностииэстетическийвкус.
5.
Воспитывать
ценностное
отношение
к
здоровому
образу
жизни,прививатьинтереск физической культуре.
6.
Воспитыватьуважение
ктруду,
людямтруда.Формировать
значимостьипотребность вбезвозмезднойдеятельности ради другихлюдей.
7.
Содействоватьвоспитаниюэкологическойкультурыиответственногоотноше
нияк окружающемумиру.
8.
Формироватьценностноеотношениекзнаниямчерезинтеллектуальную,поиск
овуюи исследовательскую деятельность.
Основные направления воспитательной деятельности
Направления
Целевые ориентиры
воспитания
Гражданское
Патриотическое
Духовнонравственное
Эстетическое
Физическое
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
самоограничению своих потребностей.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего
народа, отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, искусстве, творчестве людей.
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и
спортом.
Трудовое
Экологическое
Познавательное
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие
ей
психофизические
и
поведенческие
особенности с учетом возраста.
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи,
народа, общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное
отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых
поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах доступного
по возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость
жизни людей от природы.
Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе
собственного поведения, на состояние природы, окружающей
среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки
охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей
среде в соответствии с экологическими нормами.
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Обладающий первоначальными навыками исследовательской
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностныйподход,
позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий
социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок
России».Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным
трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои
действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
1 класс
Название
трека
Трек
«Орлёнок
–
Эрудит».
Содержание учебного курса
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт-копилка. Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц
второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все
связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для
первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной
стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами
получения информации.
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Трек
«Орлёнок
– Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х
классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как
Доброволец»
можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец»,
«волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском
движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать
преемственность традиций помощи и участия. В решении данных
задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня
волонтѐра.
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Трек
«Орлёнок
– Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с
Мастер»
тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в
разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер»
поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят
класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в
новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и
различных профессий (на уровне региона или страны); посещений
мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев
и пр.
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ
Трек
«Орлёнок – трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для
реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
Спортсмен»
двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость
от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека
Трек
«Орлёнок – – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного
Хранитель
исторической отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций,
памяти»
истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я
и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих
Трек
«Орлёнок
Эколог»
–
Трек
«Орлёнок
Лидер»
–
достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Решению задач трека способствует празднование Дня защитника
Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации
трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за
пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника и пр.
Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с
понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От
учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся
работать в команде – игра испытание для команды учитель
объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как
правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что
нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту,
сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),
«молекула», «имя хором» и др.
2 класс
Название
трека
Трек
«Орлёнок –
Лидер»
Трек
«Орлёнок –
Эрудит»
Трек
«Орлёнок –
Мастер»
Содержание учебного курса
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека
дети приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной
деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это
…».
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц
второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад,
интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период
дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с
пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во
время первой части трека дети готовят новогодний спектакль,
концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек
«Орлёнок –
Доброволец»
Трек
«Орлёнок –
Спортсмен»
Трек
«Орлёнок –
Эколог»
Трек
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна
круглый год. Проведение трека в данный временной период можно
рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст
и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания,
удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в любое время учебного года.
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека
обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная
физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные
мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации
трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за
пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека
– альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная
деятельность
по
осмыслению
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к
себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость
сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей
семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители
исторической памяти своей страны
3-4 классы
Название
трека
Содержание учебного курса
Трек
«Орлёнок –
Лидер»
Трек
«Орлёнок –
Эрудит»
Трек
«Орлёнок –
Мастер»
Трек
«Орлёнок –
Доброволец»
Трек
«Орлёнок –
Спортсмен»
Трек
«Орлёнок –
Эколог»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека
дети приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года,
сформировать
детские микрогруппы
для
приобретения и
осуществления опыта чередования творческих поручений
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц
второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных
интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот
период дети знакомятся с разными способами получения информации,
что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом,
что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных
профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на
два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на
уровне региона или страны).
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно
рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст
и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания,
удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека
обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная
усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной
нагрузкой.
Надеемся,
что
дополнительные
физкультурнооздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей,
что актуально в зимний период.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации
трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за
пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника.
Трек
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека –
альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе
лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость
сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через
понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
Формы проведения: интеллектуальная игра, коллективное творческое дело, диспуты,
флешмобы, просмотры фильмов и мультфильмов, соревнования, викторины, ярмарки,
выставки, походы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностныерезультаты
Гражданско-патриотическевоспитание:осознаниесвоейэтнокультурнойироссийской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящемуи будущему своей
страны
и
родного
края;
уважение
к
своему
и
другим
народам;первоначальныепредставленияочеловекекакчленеобщества,оправахиобязанност
игражданина,качествах патриота своейстраны.
Духовно-нравственноевоспитание:пониманиесвязичеловекасокружающим
миром;
бережное отношение к среде обитания; проявление заботы оприроде; неприятие
действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальностикаждого человека;
проявление
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизич
ескогои
моральноговредадругимлюдям;выполнениенравственноэтическихнормповеденияи правилмежличностных отношений.
Эстетическоевоспитание:уважительноеотношениеиинтерескхудожественнойкультуре,в
осприимчивостькразнымвидамискусства,традициями творчеству своего и других
народов; стремление к самовыражению в разныхвидах художественнойдеятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:соблюдение
правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образажизни в окружающей
среде (в том числе информационной); бережное отношениекфизическомуи
психическомуздоровью.
Трудовоевоспитание:осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда,интереск различным
профессиям.
Экологическоевоспитание:
бережноеотношениекприроде;неприятиедействий,приносящихейвред.
Ценностинаучногопознания:первоначальныепредставленияонаучнойкартинемира;познав
ательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельностьвпо
знании.Проявлениежеланияобогащатьсвоизнания,способностькпоисковоисследовательскойдеятельности.
Метапредметныерезультаты:
Универсальныеучебныепознавательныедействия:
способностькдемонстрациисвоихзнанийи
уменийизличногожизненногоопыта;
способностькприменениюсвоихзнанийи
умений,способностьвыражатьсвоимысли;умениесоставлятьсовместносучителемобщие
правилаповедения;
умениеобобщатьисистематизировать,осуществлятьсравнение,сопоставлен
ие,классификациюизученныхфактов(подруководством педагога);
умениеориентироватьсявмирекнигиискатьнеобходимуюинформацию(под
руководствомпедагога);
умение понимать
нравственные
ценности
общества:
добро,
человеколюбие,благотворительность(подруководством педагога);
умениеприобретатьопытсоставлениякомплексаупражненийдлязарядки;
понимать, что информация может быть представлена в разной форме –
книга, фото,видео
Универсальныеучебныекоммуникативныедействия:
умениепроявлятьинициативность,активность,самостоятельность;
умение проявлять готовность выступить в роли организатора,
инициатора,руководителя,исполнителя;
умениесравниватьсвоикачестваскачествамилидера,комментироватьпроцесс
решения поставленных задач,проявлятьэтикуобщения;
участиевсовместнойдеятельности,умениесогласовыватьмнениявходепоиска
ответа;
умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работаявгруппе;
умениевысказыватьиотстаиватьсвоемнение; умение рассуждать, вести
повествование, строить своѐ высказывание всоответствииспоставленной
задачейиливопросом;
корректноиаргументированновысказыватьсвоѐмнение; умение работать в
группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуваженияипомощи;
признаниевозможностисуществованияразличныхточекзренияиправакаждог
оиметьсвою;
умениевысказыватьсвоюточкузренияипытатьсяеѐобосновывать,приводяарг
ументы;
умениесотрудничать
иработатьвгруппе,выражатьсвоимыслиясно,корректнопоотношениюк окружающим;
умениеответственноотноситьсяксвоимобязанностямвпроцессесовместнойд
еятельности
Универсальныеучебныерегулятивныедействия:
умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствоватьпроявлениюсамостоятельности,инициативности,организованности;
умениепланироватьэтапыпредстоящейработы,определятьпоследовательнос
тьдействий,объективнооцениватьих;проявлятьготовностьизменятьсебя;
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск
средств
еѐдостижения,самостоятельноформулироватьцельпослепредварительногообсуждения,
планироватьсвоидействиявсоответствииспоставленнойзадачей;
формирование уменияоцениватьсвоипоступкиидействия,своивозможности;
формирование уменияприменятьсвоизнаниявпрактическойдеятельности.
Предметныерезультаты:
1 класс
умениераскрыватьсвоимисловамипервоначальныепредставленияобосновныхнормахпове
дениявклассе,школе,выражатьсвоимисловамипониманиезначимостидружбывклассе,форм
ированиеколлективныхправилколлективаижеланиеимследовать,владетьправиламиповеде
ниявклассе,школе;умениеприменятьполученные знания из различных областей в
совместной
коллективной
деятельности;
представления
онекоторыхпонятияхиправилахрешениялогическихзадач;знание
главныхкачествэрудита:смекалка,ум,знание,любознательность,внимательность,увлеченн
ость,изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы,
газеты;выполнятьнесложныеколлективныеработыпроектногохарактерасовместносовзрос
лыми;приобретатьопытхудожественноэстетическогонаполненияпредметнойсредычеловека;умениевыполнятьвопределеннойпос
ледовательностикомплексутреннейзарядки;
расширятьсловарныйзапасновымисловами
итерминами.
2 класс
- знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие
первоначальногоопыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего
и других людей) спозиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит»,
синонимами
данногослова;использованиевречиязыковыесредствадлявыражениямыслейичувствсоотве
тственноситуацииобщения;работасозначениемслова«мастер»;умениеориентироваться в
наименованиях основных технологических операций: исполнять песнис простым
мелодическим
рисунком,выполнять
элементарные
танцевальные
движения;лексическаяработаспонятиямидоброволециволонтѐр»,«добровольчество»,умен
иеопределять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки
наукреплениездоровья;умениеосознаватьценностьприродыинеобходимостьответственнос
тизаеесохранение;умениеприводитьпримеры,иллюстрирующиезначениеприродывжизнич
еловека;умениесоблюдатьправилаэкологичногоповедения
вшколеивбыту(экономияводыиэлектроэнергии),иприроднойсреде;владениеразличнымип
риѐмамислушаниянаучно-познавательныхтекстовобисторииродногокрая;использование
вречиязыковые средствадля выражения мыслейичувств.
3-4 классы
- понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе,
качества
ихарактеристикичеловекалидера;умениестроитьлогическиерассуждения;формулироватьутверждения,строитьлогич
ескиерассуждения;расширениезнанияоразнообразиипрофессийиихроли;
знакомствоспонятиями«добро»,«доброволециволонтѐр»,
«добровольчество»,
с
качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которыеволонтѐры совершают со
смыслами
деятельности
волонтѐра
(безвозмездность
и
дело
длядругих–
помощь,забота);знанияоположительномвлияниизарядкинаукреплениездоровья; умение
систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;усвоение сведений
о
понятиях
экология
и
эколог;
понимание
необходимости
соблюденияправилэкологическогоповедениянаприроде;знакомствоспонятиями“хранител
ь”, «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным
ценностям
итрадициям;пониманиеособойроливисторииРоссииимировойистории,чувствагордостиза
достижениямалойРодины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№п
/п
Кол
-во
час
ов
Тема
ЦОРЭОР
ПодготовительныйэтапкучастиювПрогр
амме
1
3
4
«Ктотакойэрудит?»
«Эрудит-это...»
1
1
5
«Всезнайка»
1
6
«Встречасинтересным эрудитом –
1
книгой»
«Подведѐмитоги»
1
«Орленок–доброволец»–4часа
1
2
7
8
9
10
11
https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2INR7Ahttps://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHwhttps://disk.yandex.ru/
i/3tqEp3ZGYR7-ug
https://disk.yandex.ru/i/_meoL8kHAdUDYA
Вводный«Орлятский
1
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrghttps://disk.yandex.ru/i/8khbk
урок»длядетейпервогогодаучастиявПро
WjO4b3cKA
грамме
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
«Орлѐнок–Эрудит»–5часов
«От словак делу»
«Спешитьнапомощьбезвозмездно!»
«Совместноеродительскоесобрание«На
шазабота!»
«Доброволец этодоброесердце»«Подведѐм итоги»
1
1
1
1
https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdboghttps://disk.yandex.ru/i/wNgVl
MGD-qlCVw
https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ
https://disk.yandex.ru/i/hIMgWFpajWOzghttps://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8Cr
Танцевальныйфлешмобом«Чтотакоедоброта»
https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ
Танцевальныйфлешмобом«Чтотакоедоброта»
https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ
https://disk.yandex.ru/i/hIMgWFpajWOzghttps://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ
«Орлѐнок –Мастер»-4 часа
СтихотворениеС.Маршака«Мастер-ломастер»илипросмотрмультфильмапос
https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA
12
«Мастер – это …»
13
14
15
«МастерскаяДедаМороза…»
1
«Классмастеров»
1
«Класснаяелка!»«Новогоднеенастроение»
1
https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q
«Орлѐнок–спортсмен»–4часа
16
17
18
«Утро начнемсзарядки!»
1
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQhttps://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsRO
«Стозатейдлявсехдрузей»
1
«Весѐлыестарты»«Самыеспортивныеребята 1
моейшколы»
«Азбуказдоровья»
1
«Орлѐнок–Хранительисторическойпамяти» –4часа
19
1
20
21
22
23
«Орлѐнок–Хранительисторическойпамяти» 1
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-bei
«Историяшколы– мояистория»
1
«Поход вмузей»
1
«Историческоечаепитие»
1
«Орлѐнок –Эколог»-5 часов
24
25
26
27
28
«ЭКОЛОГиЯ»
1
https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQМультфильм«Смешарики»потемеэк
«Какимдолженбыть настоящийэколог?»
1
https://disk.yandex.ru/client/disk
«В гостикприроде»
1
«Мыдрузьяприроде»
1
«Орлята– экологи»
1
«Орленок-лидер»- 5часов
29
30
31
32
«Лидер– это …»
«Ямогубыть лидером!»
«Скомандойдействую!»
«Какстановятсялидерами?»
1
1
1
1
фрагментмультфильмаоважностивзаимопомощиhttps://disk.yandex.ru/i/hu1cq
33
«Какстановятсялидерами?»
1
33часа
ИТОГО
2 класс
№
п/
п
Тема
Кол
-во
час
ов
1
ЦОРЭОР
1
Вводный«Орлятский
урок»длядетейпервогогода
участиявПрограмме
2
3
фрагментмультфильмаоважностивзаимопомощиhttps://disk.yandex.ru/i/hu
«Лидер–это…»«Мы дружныйкласс!»
1
1cqrRIiLCBYQ
«Ямогубыть лидером!»«Какстать
1
–
конвертом
копилкой
«Эрудита»
лидером?»
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
«Скомандойдействоватьготов!»«Верѐвоч 1
ныйкурс»
«КЛАССныйвыходной»
1
«Встречастем,ктоумеет»
«Орлѐнок–Эрудит»–4часа
https://orlyatarussia.ru/extracurricular«Ктотакойэрудит?»«Я–
1
эрудит,аэтозначит...»
activitieshttps://nsportal.ru/nachalnaya«Развиваемсяя,играя!»
1
shkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit
«ВоображариУМ»
«Могубытьизобретателем»КТД«Чтотако 1
е?Кто такой?»
Встречасинтереснымэрудитом«Хотимвсѐ 1
знать»Итогитрека
«Настартеновыхоткрытий
«Орлѐнок –Мастер»-5 часов
4
5
6
7
8
9
10
11
12
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrghttps://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b
3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
«Орленок-лидер»-4часов
«Мастер – это…»
МастерамиславитсяРоссия»«Отидеи–
кделу»
«ГородМастеров»«Вгости кмастерам»
1
1
1
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/?ysclid=llokep8qay49351
8882https://m.vk.com/orlyata_rus
13
14
КТД«Классныйтеатр»«Мастер–этозвучитгордо!»
1
«Путьвмастерство»–подводимитоги
1
«Орленок–доброволец»–4часа
15
16
17
18
«Отсловакделу»«Спешитьнапомощьбезвозмездно!»
1 легенда об Орлятскомкруге–
КТД«Создайхорошеенастроение»«Сзаботойостарших» 1 https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Qhttps://podari«Добровольцембудьвсегда!»
1 zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-po-drugomu/korobka«Портретдобровольца»
1 hrabrosti
«Орлѐнок–спортсмен»–4часа
«Утроначинайсзарядки–будешьтывсегдав порядке!»
1 м/ф «Нехочуха»https://disk.yandex.ru/i/5WnFzicng7-3Ahttps://m.vk.com/orlyata_rus
«Долженбытьрежимудня»
«Оспорт,ты–мир!»«Стозатейдлявсехдрузей»
1
«Готовимсякспортивнымсостязаниям»Спортивнаяигра 1
«У
рекордовнаши имена»
«Быстрее!Выше!Сильнее!»«Азбуказдоровья»
1
«Орлѐнок –Эколог»-6 часов
«ЭКОЛОГиЯ»«Какимдолженбытьнастоящийэколог?»
1 https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQМультфильм
«Мойследнапланете»«Чтодолжензнать иуметь
1 «Смешарики» по теме
экологииhttps://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQГрузовичок
эколог?»
«Восхищаемсякрасивыммиром»«Экологиянапрактике» 1 Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки«Мусор
«Встречасчеловеком,которогоможноназватьнастоящим 1 влесу»Мультфильмына
экологическуютемумультфильм«МальчикиЗемля
экологом»
«Шагаявбудущее -помниопланете».Работа
2
надпроектом.
«Орлѐнок–Хранительисторическойпамяти» –6часов
«Орлѐнок–Хранительисторическойпамяти»
1
«Хранительсемейныхтрадиций»
19
20
21
22
23
24
25
26
2728
29
3
0
3
1
3
2
«Я хранютрадициисемьи,а,значит,итрадициистраны»
Кодекс «Орлѐнка–хранителя»
«Знать,чтобыхранить»
«Историческоечаепитие»
«Расскажи мнео России»
1
1
1
видеоролик«МультиРоссия»http://www.multirussia.ru/https://m.vk.com/orlyata_
rus
«Я– хранитель,мы –хранители»
3
3
3
4
1
ПодведениеитоговучастиявПрограммевтекущемучебн
ом
году
ИТОГО
1
34час
а
3-4 класс
№п
/п
1
Тема
Кол
-во
час
ов
Вводный«Орлятскийурок»длядетейпервогогодаучас
тиявПрограмме
1
ЦОРЭОР
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrghttps://disk.yandex.ru/i/
8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
«Орленок-лидер»-5часов
2
3
4
5
6
7
8
9
«Лидер– это …»
1
«Ямогубыть лидером!»«В командерождается
1
лидер»
«КЛАССныйвыходной» «Отидеи–кделу!»
1
КТД«Вместемысможемвсѐ!»«Встречастем,ктоумеет
1
вестизасобой»
«Мыдружныйкласс!»
1
«Орлѐнок–Эрудит»–4часа
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSwNrghttps://m.vk.com/orlyata_rus
«Ктотакойэрудит?»«Я–эрудит,аэтозначит...»
«Игра–этополезноиинтересно»
«Эрудит–этоширокийкругозор»
Серия«Эрудит»анимационногосериала
«Смешарики»https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
«Твори!
Выдумывай!Пробуй!»
КТД«Играй,учисьиузнавай»
1
1
1
Серии
№190
«Кроссворд»
юмористическогокиножурнала«Ералашhttps://disk.yandex.ru/i/QGodL8
Встречасинтереснымэрудитом«Хотимвсѐзнать»Ит
огитрека«Настарте новых открытий
1
0
1
ju4KKiig
Презентация
«10 великих
изобретенийрусскихучѐных»
«Орлѐнок –Мастер»-5 часов
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
«Мастер – это…»
1
«Россиямастеровая»
1
«ГородМастеров»«Вгости кмастерам»
1
«Отидеи –кделу»КТД«Мастерсвоегодела»
1
Презентацияучителяо10самыхизвестныхмастерахродногокраяРоссии
https://m.vk.com/orlyata_rus
«Мастер–это
1
звучитгордо!»«Путьвмастерство»–
подводим
«Орленок–доброволец»–4часа
«Отсловакделу»«Спешитьнапомощьбезвозмезд 1 Просмотр мультфильма «Рука помощиhttps://disk.yandex.ru/i/q3yCnно!»
0lIYsMXwhttps://www.youtube.com/watch?v=hr2rCo2tpmAМультфильм
КТД«Создайхорошеенастроение»«С
1 о волонтѐрахhttps://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
заботойостарших»
ПодготовкаКТД «Отидеи–
1
кделу»КТД«Подариулыбку
миру!»
«Доброволец –этодоброе
1
сердце»«Портретдобровольца»
«Орлѐнок–спортсмен»–5часов
«Движение–жизнь!»
«ОсновыЗОЖ»«Мыгордимсянашимиспортсмен
ами»
«Стозатейдлявсехдрузей»
КТД «Спортивное»
1 Танец «Нука-нака»
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
1 На зарядкустановись!https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiwМультфильмСпорт
1 ландия 1 серия
2
3
Спортивнаяигра
«Книгарекордов», «Встреча–
подарок»
«Азбуказдоровья»
1 https://yandex.ru/video
/preview/?text=мультик%20про%20зож%20Спортландия&path=wizard&parentreqid=1645931995773862-9789962654526820843vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL9679&wiz_type=vital&filmId=1069979878161687077
15
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8QСпортландиязарядка-https://disk.yandex.ru/i/iТанец«Двигайся»https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg
1 ArRmQXsyDGEw
2
4
«Орлѐнок –Эколог»-4 часа
2
5
2
6
2
7
2
8
«ЭКОЛОГиЯ»«Странаэкологии
»
«Мойслед напланете»
КТД«Знаю,умею,действую»
1
1
Экологическийквест
«Ключиприроды»
1
Играпостанциям
«Путешествиевприроду»
1
Презентация/видеооработеэкологов(добровольцев,профессионалов,взрослыхидетей
).
видео
о
красоте
природы
РФhttps://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
РаботаэкологовРоссиимультфильм«МальчикиЗемля»
«Орлѐнок–Хранительисторическойпамяти» –6часов
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
«Орлѐнок–Хранительисторическойпамяти»
1
«Традициимоейстраны»Кодекс«Орлѐнка–
хранителя»
«Знать,чтобыхранить»КТД«Историястанови
тсяближе»
КТД «Мыхранителипамяти»«Расскажимнео
России»
«Мы–хранители»
1
1
1
1
Мультфильм«Мульти-Россия»
«Мульти-Россия»
(второе
официальное
название
«МыживемвРоссии»)—
циклмультипликационныхроликоворазныхрегионах,городахинаро
дностяхРоссии.
Является
совместным
проектом
продюсерскойкомпании «Аэроплан» и студии «Пилот». Работа
надданнымсериалом была начата в2006 году.
3
4
Подведениеитогов
участиявПрограммевтекущем
учебномгоду
ИТОГО
1
34ча
са
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на
сайте Корпоративного университетаРоссийскогодвижения школьников.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для обучения на курсах можно зарегистрироваться на сайте, далее следовать
инструкции:«Курс«ОрганизациявоспитательнойработынаосновемероприятийРДШ»
Онлайнкурс«Академиягражданина»(дляпедагогов).
Онлайнкурс«Российскоедвижениешкольников:планированиеиорг
анизацияработы».
Онлайнкурс «Формированиегражданской идентичности у
обучающихся 4-11 классов».
Онлайн курс«Какподдержать деятельность
добровольческогоотряда».
Онлайнкурс«Школаклассныхкураторов».
Контент-агрегаторвоспитательныхпрактик«ЕжедневносРДШ».
Методическое сопровождение
программы
развитиясоциальнойактивности«ОрлятаРоссии».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/
Электронная библиотека сайта «Орлята России
https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель