РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2024 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
(6 КЛАСС)
г.Качканар, 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу ОБЖ для 6 класса
составлена на основе обязательного минимума содержания образования.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности
жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у
подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы
здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения.
Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание
которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека
от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Курс «Основы безопасности
жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо
знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности
человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы,
разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Обоснованность (актуальность, новизна и значимость) – изучения курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена
необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается
тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным
чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели,
землетрясения, извержения вулканов и проч.); к техногенным — аварии или опасные
техногенные происшествия; к социальным — экстраординарные ситуации, связанные с
террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым — ситуации,
вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в
электросети, утечка газа, воды); к дорожным — ситуации, связанные с поведением на
дороге, в транспорте.
Цель: Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной
школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного
здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека,
правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение
учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу
для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приѐму психоактивных веществ, в
том числе наркотиков;
готовность
и
способность
учащихся
к
нравственному
самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной
жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической
личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и
асоциальному поведению.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение данного курса предполагает получение учащимися углубленных знаний
по безопасности, которая определяет решающую роль человека в выработке способностей
и умения сохранить здоровье и жизнь в условиях различного рода экстремальных
ситуаций природного, техногенного, экологического и социального характера. Более
детальное рассмотрение вопросов безопасности в жизни и быту позволит обобщить
накопленный, в том числе и на уроках ОБЖ, материал на основе анализа конкретных
ситуаций, что значительно активизирует учебно-воспитательный процесс, станет
побудительным фактором к творческому подходу в поиске правильных решений по
выходу из чрезвычайных ситуаций.
Цели и задачи:
Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.
Задачи:
- Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни,
в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера.
- Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении
двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и
профилактики вредных привычек.
- Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции, ответственности
за антиобщественное поведение
и
участие
в
антитеррористической деятельности.
Основными принципами обучения ОБЖ внеурочной деятельности
являются:Принцип интеграции. Весь учебный материал подчинѐн принципу интеграции
субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой
чрезвычайной ситуации. Так, содержание раздела, знакомящего школьника с
чрезвычайными ситуациями на дорогах и правилами дорожного движения, строится на
основе рассмотрения вопросов дорожной безопасности как результата согласованной
деятельности всех участников дорожного движения. Другие проблемы (здоровье
человека, природные катаклизмы, криминогенные явления и проч.) рассматриваются не
только как личные, но и как общезначимые, государственные.
1. Принцип психологической обусловленности позволяет ученику быть не
столько объектом, сколько субъектомобразовательной деятельности. В средствах
обучения, реализующих программу, много материалов, формирующих контрольнооценочные действия учащихся, их рефлексивную позицию. Особое внимание уделено
оценке здоровья человека, роли психологического фактора в его сохранении, а также в
регулировании отношений со сверстниками (рубрики учебника «Знаешь ли ты
себя», «Проверь себя», «Оцени себя»). В учебниках представлена рубрика
«Медицинская страничка», раскрывающая организационные и психологические
моменты оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях.
Практическая направленность курса, Этот принцип обеспечивает формирование
конкретных умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во
внеучебной деятельности. Особое внимание уделяется реализации краеведческого
принципа, учѐт которого позволяет младшему подростку обучаться в процессе
непосредственных наблюдений, а затем воплощать знания в продуктивной деятельности
— речи, рисунках, схемах, презентациях и проч.
2 Деятельностный подход. Реализация этого принципа обеспечивает активность и
самостоятельность учебной деятельности школьника. Весь методический аппарат
позволяет обсуждать программные темы не на констатирующем, а на проблемном
уровне (рубрики «Обсудим вместе», «Работа в группах», «Участвуем в проекте»).
Реализация данного подхода также предполагает интеграцию содержания и форму
учебновоспитательной деятельности на уроках, во внеучебной деятельности и на
занятиях в объединениях дополнительного образования,
3.Культурологический принцип даѐт возможность расширить круг представлений
школьников о проблемах здоровья, его укрепления и охраны. Из материалов рубрики
«Для любознательных» дети получают дополнительные сведения, которые поддерживают
их интерес к изучению этого предмета, раскрывают отдельные исторические факты,
связанные с проблемами охраны безопасности жизни и деятельности людей.
4.Практическая
направленность
курса.
Этот
принцип
обеспечивает
формирование конкретных умений в процессе практических занятий.
Программное содержание курса представлено по линейно-концентрическому
принципу, то есть развѐртывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь.
В каждой теме обязательно выполняются практические занятия и осуществляется
проектная деятельность.
Общая характеристика учебного процесса
Основные методы обучения - словесные методы: лекция, объяснение, рассказ,
чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом),
консультация.
Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых
предметов посредством использования наглядных материалов: картин, рисунков,
плакатов, фотографий; таблиц, схем, диаграмм, чертежей, графиков; демонстрационных
материалов: моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т. д.);
видеоматериалов, презентаций.
Практические методы обеспечивают самостоятельную деятельность учащихся:
- метод упражнения: упражнения, тренинг, тренировка.
- письменные работы: конспект; выписки, составление тезисов (доклада), реферат;
письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи).
- метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений;
зарисовка, рисунки; запись звуков, голосов, сигналов; фото -,кино -, видеосъемка;
проведение замеров.
- практические занятия: оказание первой медицинской помощи.
- проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов,
программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов
решения задачи; создание моделей, конструкций; создание творческих работ;
проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы,
методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Применяются нетрадиционные формы урока – интернет- урок, видеоурок, урок
интервью и т. д. проводятся после изучения какой –либо темы, выполняя функции
обучающего контроля.
Для решения воспитательных задач, используются методы воспитания:
- Традиционные – убеждение, упражнения, поощрения, пример
-Инновационно-деятельностные – модельно-целевой подход, алгоритмизация
- Неформально-личностные – пример личностно-значимых людей, пример
авторитетных людей, пример друзей, близких
- Рефлексивные – индивидуальное переживание, самоанализ, осознание
собственной ценности в реальной действительности
Логические связи Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет
собой совокупность фрагментов во многих образовательных областях и основного
массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других
предметов. В таких блоках как, «Безопасность и защита человека в опасных
ситуациях»и «Чрезвычайные ситуации» прослеживается связь с географией, историей.
Используется межпредметная связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок.
Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся,
проведения интегрированных уроков и т.д.
Предполагаемые результаты – Умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и
оценки результата)
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
Использование элементов причинно-следственного и структурнофункционального анализа
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье
и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций.
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к
личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности
личности, общества и государства
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной
информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и
план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки своих
возможностей.
Система оценки достижений учащихся:
Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных
образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и
успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер.
Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках
возможностей учащихся.
Инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты,
устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в
практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в
повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир,
предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно
действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который
усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об
опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов
(выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие
требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение данного курса предполагает получение учащимися углубленных знаний
по обеспечению личной безопасности во время активного отдыха на природе, общения с
естественной природной средой
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных
ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности, безопасности окружающих;
приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на
различные опасные ситуации с учѐтом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического
поведения, отрицательного отношения к приѐму психоактивных веществ, в том числе
наркотиков.
повышение уровня знаний и навыков в обеспечении безопасности
жизнедеятельности при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций природного
характера;
формирование уверенности в успешном преодолении трудностей и веры в
успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
продолжать повышение уровня знаний по безопасности дорожного
движения, а также формирования навыков и умений оказания первой помощи при
ранениях и травмах.
Формы и вопросы контроля –Для оценки освоения школьниками содержания
учебного материала отдельных часов на проведение контрольных работ, проверочных и
других письменных работ не выделяется. Основной формой текущего контроля знаний
учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. Письменный
контроль предлагается осуществлять в форме тестирований. Тесты по содержанию
вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить проверку знаний, а
учащимся дают возможность подготовиться к опросу, зачетам и самостоятельно
проверить правильность усвоения материала. Итоговая контрольная письменная работа
проводится после изучения программы курса ОБЖ в конце учебного года.
Контрольныеработыслужат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного
материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих
работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися
знаниях и приобретенных ими навыках и умениях
Возможные виды самостоятельной работы учащихся:выполненияпрезентаций,
проектов, подготовка докладов.
Логические связи - Курс внеурочной деятельности «Основы безопасности
жизнедеятельности» представляет собой совокупность фрагментов во многих
образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и
систематизирует учебный материал других предметов. В таких блоках как, «Безопасность
и защита человека в опасных ситуациях»и «Чрезвычайные ситуации»
прослеживается связь с географией, историей. Используется межпредметная связь с
уроками литературы, приводятся примеры из сказок. Межпредметные связи реализуются
за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и
т.д.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человекакак разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчествакак естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободыкак свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,
культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нѐм взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в обращении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической
деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать
выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Предметные результаты:
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
Понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма
и терроризма;
Понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной
позиции;
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия
для личности, общества и государства;
Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных
источников;
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации
для минимизации последствий с учѐтом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Личностными результатами обучения в 6 классах являются:
•осознание важности здорового образа жизни;
•соблюдение правил здорового образа жизни;
•соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках;
и способность оценивать своѐ поведение в разных жизненных ситуациях с точки
зрения безопасности;
я способность предвидеть опасные ситуации и избегать их;
•быть готовыми к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности.
Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными
действиями:
а анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и
здоровье человека;
•сравнением примеров опасного и безопасного поведения;
•планированием и организацией своей жизни и деятельности с учѐтом
безопасности;
•обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных
причинах возникновения опасных ситуаций,
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего
образовательных задач:
расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают
его, и причинах их возникновения;
использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение
знаний для прогнозирования и оценки поведения;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 КЛАССА
«Основы безопасности личности, общества и государства».
Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
Безопасность в быту
Безопасность на водоѐмах
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
Подготовка к активному отдыху на природе
Активный отдых на природе и безопасность
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной
среде.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 2. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье.
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя,
наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путѐм, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов.
Семья в современном обществе.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Оказание первой помощи.
Первая помощь и правила еѐ оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути
передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях.
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых
поражениях.
Тематическое планирование.
№
К
раздела
Тема
оличест
Основное содержание
раздела
во
часов
1
Основ
12
Пожарная безопасность
ы
Безопасность на дорогах
безопасности
Безопасность в быту
личности,
Безопасность на водоѐмах
общества,
Экология и безопасность.
государства.
Подготовка к активному отдыху на природе
Активный отдых на природе и безопасность
Дальний (внутренний) и выездной туризм,
меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном
существовании человека в природной среде.
2
Основ
5
Основные понятия о здоровье и здоровом
ы
образе жизни.
медицинских
Составляющие здорового образа жизни.
знаний
и
Первая помощь и правила еѐ оказания.
здорового
Средства оказания первой помощи.
образа жизни
Основные неинфекционные заболевания и их
профилактика.
Наиболее
часто
встречающиеся
инфекционные заболевания, их возбудители,
пути передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при
неотложных состояниях.
Итого
17
Календарно-тематическое планирование
Кол-во Тема урока
Тип
Планируемые результаты
часов
урока
предметные
метапредмет
ные
личностн
ые
Дата
Виды
Оборудов деятельно
ание
сти и
контроля
Термины и
понятия
Основы комплексной безопасности.
4
1
2
Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Комбинир формировани
Ориентирование на ованный
е готовности
местности.
и
способности
вести диалог
с другими
людьми и
достигать в
нѐм
взаимопоним
ания;
Определение
своего
местонахожде
ния и
направления
движения на
местности
Определение
Комбинир Знать
своего
ованный
способы
местонахождения и
ориентирован
направления
ия по
движения на
местным
местности.
признакам и
Уметь
оценивать
ситуацию
Уметь
оценивать
ситуацию
Формиров
ание
понимани
я
ценности
собственн
ой жизни
Формиров
ание
ответстве
нного
отношени
як
Интеракт
ивная
доска
Компас,
карта
Компас,
карта,
интеракти
вная
доска,
часы.
Формирова
ние
приемов
работы со
справочной
литературо
й
Работа с
электронн
ым
приложени
ем,
знакомство
Азимут
небесным
светилам.
3
4
3
5
Подготовка к
активному отдыху
на природе.
Комбинир Освоение
ованный
приемов
выживания в
условиях
автономии по
сооружению
временного
укрытия(бива
ка),
разведению
костра
Определение места Комбинир Разведение
бивака и
ованный
костра,
организация
заготовка
бивачных работ.
топлива,
приготовлени
е пищи на
костре.
Активный отдых на природе и безопасность.
Общие правила
Практиче Овладение
безопасности во
ский
общими
время активного
правилами
отдыха на природе.
безопасности
при активном
отдыхе на
природе
Уметь
планировать
пути
достижения
целей
защищенност
и
окружаю
щим и к
себе
Формиров
ание
ответстве
нного
отношени
як
окружаю
щим и к
себе
Интеракт
ивная
доска,
Уметь
соотносить
свои действия
с
планируемым
и
результатами
Взаимоде
йствовать
с
ученикам
и при
работе в
группе
Интеракт
ивная
доска,
Уметь
определять
способы
действий в
опасных и
чрезвычайных
ситуациях в
рамках
предложенны
Усвоение
правил
индивиду
ального и
коллектив
ного
безопасно
го
поведения
Интеракт
ивная
доска
с
презентаци
ей
Работа с
иллюстрац
иями,
решение
задач
Решение
заданий
Бивак
Решение
задачи,
ответы на
вопросы
6
7
4
8
Подготовка и
проведение пеших
и лыжных походов.
Водные походы и
обеспечение
безопасности на
воде.
Комбинир Учиться
ованный
подбирать
соответствую
щую обувь,
одежду и
другую
экипировку
для
подготовки к
походу.
х условий и
требований,
корректирова
ть свои
действия в
соответствии
с
изменяющейс
я ситуацией
Уметь
устанавливать
причинноследственные
связи, строить
логическое
рассуждение
и делать
выводы,
ориентироват
ься на
местности
Распознавать
ядовитые
растения,
грибы и ягоды
Комбинир Учиться
ованный
оценивать
состояние
водоема в
различное
время года.
Дальний и выездной туризм, меры безопасности.
Факторы,
Комбинир Овладение
владение
влияющие на
ованный
умением
основами
безопасность
анализироват самоконтроля,
в
чрезвычай
ных
ситуациях
,
угрожаю
щих
жизни и
здоровью
Воспитан
ие чувства
ответстве
нности
интеракти Решение
вная
заданий
доска
Ритмичность
движения
Освоение
правил
поведения
в
заданной
ситуации
интеракти работа в
вная
группах
доска,
Формиров
ание
понимани
Интеракт
ивная
доска
Формирова
ние
понятий о
Дальний
туризм
человека в туризме.
Акклиматизация
человека в горной
местности.
9
10
Обеспечение
личной
безопасности при
следовании к
местам отдыха
различными
видами транспорта.
ь причины
возникновени
я опасных
ситуаций в
дальнем и
международн
ом туризме.
Комбинир Формировани
ованный
е умения
классифициро
вать мнимые
и реальные
опасности.
Автономное
Изучение
существование
нового
человека в природе.
самооценки,
принятия
решений и
осуществлени
я осознанного
выбора
я
ценности
здорового
образа
жизни
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений и
осуществлени
я осознанного
выбора
Освоение
владение
приемов
основами
выживания в самоконтроля,
условиях
самооценки,
автономии по принятия
сооружению
решений
и
временного
осуществлени
укрытия,
я осознанного
добыче
и выбора
обеззаражива
нию
воды,
добыче пищи
и
приготовлени
ю
еды
Взаимоде
йствовать
с
ученикам
и при
работе в
группе
Взаимоде
йствовать
с
ученикам
и
при
работе в
группе
безопаснос
ти на
водоемах
Интеракт
ивная
доска,
Интеракт
ивная
доска
Работа с
плакатами,
иллюстрац
иями
Наземный
транспорт
Автономное
пребывание в
природе
11
2
12
13
Вынужденная
автономия
человека в
природной среде.
светилам.
Комбинир Знать
ованный
способы
ориентирован
ия по
местным
признакам и
небесным
светилам.
Опасные ситуации в природе.
Обеспечение
Комбинир
безопасности при
ованный
встрече с дикими
животными.
Знать
потенциально
опасных
диких
животных,
насекомых и
змей,
обитающих в
Центральном
регионе
России.
Укусы насекомых и Комбинир Учиться
защита от них.
ованный
использовать
Клещевой
препараты и
энцефалит и его
средства
профилактика.
походной
Контроль ЗУН:
аптечки для
«Основы
оказания
комплексной
первой
безопасности»
помощи
Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений и
осуществлени
я осознанного
выбора
Взаимоде
йствовать
с
ученикам
и при
работе в
группе
Интеракт
ивная
доска,
Уметь
оценивать
ситуацию
Формиров
ание
ответстве
нного
отношени
як
окружаю
щим и к
себе
Интеракт
ивная
доска,
Ответы на
вопросы и
задания
Уметь
планировать
пути
достижения
целей
защищенност
и
Формиров
ание
ответстве
нного
отношени
як
окружаю
щим и к
себе
Интеракт
ивная
доска,
Работа с
плакатами,
иллюстрац
иями
Учебник,
мультимедиа
2
14
15
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Личная гигиена и
Комбинир Учиться
Уметь
Формиров
оказание первой
ованный
использовать выбирать
ание
медицинской
препараты и
наиболее
понимани
помощи в
средства
эффективные я
природных
походной
способы
ценности
условиях.
аптечки для
решения
здорового
оказания
проблемы
образа
первой
жизни
помощи при
механических
повреждениях
.
Оказание
Комбинир Учиться
Уметь
усвоение
медицинской
ованный
использовать определять
правил
помощи при
препараты и
способы
индивиду
травмах тепловом и
средства
действий в
ального и
солнечном ударах,
походной
опасных и
коллектив
отморожении и
аптечки для
чрезвычайных ного
ожогах. Оказание
оказания
ситуациях в
безопасно
медицинской
первой
рамках
го
помощи при укусах
помощи при
предложенны поведения
насекомых и змей.
травмах.
х условий и
в
Контроль ЗУН:
требований,
чрезвычай
«Основы
корректирова ных
медицинских
ть свои
ситуациях
знаний и оказание
действия в
,
первой
соответствии угрожаю
медицинской
с
щих
помощи».
изменяющейс жизни и
Интеракт
ивная
доска
Интеракт
ивная
доска
Практическ
ая работа
оказания
первой
медицинск
ой помощи
при
ушибах.
Самообеспече
ние, первая
помощь,
личная
гигиена
Практическ
ие занятия
оказания
первой
медицинск
ой помощи
при
вывихе.
Ссадина,
ушиб, вывих,
растяжение
2
16
17
Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ
Комбинир Учиться
жизни и
ованный
анализироват
профилактика
ь состояние
утомления.
своего
здоровья.
Влияние
социальной и
неблагоприятной
окружающей среды
на здоровье
человека.
Комбинир формировани
ованный
е убеждения в
необходимост
и безопасного
и здорового
образа жизни;
я ситуацией
здоровью
Уметь
ориентироват
ься в лесу
Формиров
ание
готовност
ии
способнос
ти вести
диалог с
другими
людьми и
достигать
в нѐм
взаимопо
нимания
Усвоение
правил
индивиду
ального и
коллектив
ного
безопасно
го
поведения
работать
индивидуальн
о и в группе:
находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учѐта
интересов;
Интеракт
ивная
доска,
Работа в
группах
Здоровый
образ жизни,
Утомление
Интеракт
ивная
доска
Работа в
группах
Перечень учебно-методического обеспечения.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
Для учителя:
1.
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6
класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. –
М.: Просвещение, 2010
Дополнительная литература:
1.
Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах
(игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова,
Г.П.Попова. - Изд.2-е — Волгоград: Учитель, 2010
2.
Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР,
2011
3.
ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компактдиск
4.
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 511классы /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под общей
редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010 — (Академический
школьный учебник)
5.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в
тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. - Волгоград:
Учитель, 2006
34