РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 7 классов
г. Качканар2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Актуальность программы
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с
многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс
взаимодействия
с
финансовыми
институтами.
Такое
взаимодействие
начинается ещѐ в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач
постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребѐнка
необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в
последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с
успехом
решать
возникающие
финансовые
проблемы,
своевременно
выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Данная
программа
направлена
на
формирование
финансовой
грамотности семиклассников на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и
использованием финансовой информации на настоящий момент и в
долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у
младших подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности
и благополучия. Отличительной особенностью программы является то, что
она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который
обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них
формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также
необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в
области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Задачи изучения курса:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и
расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах
и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и
инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании,
рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести
учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного
бюджетов и их значимости;
- формирование
понимания
необходимости
долгосрочного
финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать
сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения
долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения
продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли,
издержек.
Место курса в учебном плане
Учебный план МОУ ООШ № 5 предусматривает изучение курса
«Финансовая грамотность» в 7 классе в объеме 34 часов. Рабочая программа
разработана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей
программы
воспитания,
предполагает
объединение
учебной
и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных
групп
образовательных
результатов
–
личностных,
–
полноценному
метапредметных, предметных.
Реализация курса способствует:
-
осуществлению
главной
цели
воспитания
личностному развитию школьников, которое выражается в виде умения
применять полученные финансовые знания в реальной жизни, на практике;
- развитию личности на исключительно важном этапе еѐ социализации
— в подростковом возрасте, становлению еѐ финансовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
- гражданскому, патриотическому и трудовому воспитанию личности
подростка (готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края).
Планируемые результаты изучения курса
Требования к предметным результатам освоения курса:
понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и
последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства
в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение
приѐмов
работы
с
экономической
информацией,
еѐ
осмысление;
проведение простых финансовых расчѐтов;
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение
составлять
простой
семейный
бюджет;
знание
направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых
примерах;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Требования к личностным результатам освоения курса:
Будут сформированы:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
начальные навыки адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
начальные умения планирования собственного бюджета, вариантов
собственного заработка;
способы сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях.
Получит возможность для формирования:
—ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам
освоения курса:
Познавательные
Ученик научится:
способам решения проблем творческого и поискового характера;
различным способам поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиску информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведению простых опросов и
интервью;
представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
пользоваться базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Получит возможность научиться:
поиску различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения
в сфере финансов.
Коммуникативные
Ученик научится:
составлять
тексты
в
устной
и
письменной
формах;
слушать
собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий.
определять общую цель и пути еѐ достижения; договариваться о
распределении
функций
осуществлять
взаимный
и
ролей
в
совместной
деятельности,
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Получит возможность научиться:
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из
различных источников;
разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников.
Регулятивные
Ученик научится:
понимать цель своих действий;
планировать действия с помощью учителя и самостоятельно;
оценивать
правильность
выполнения
действий;
самооценке
и
взаимооценке.
Получит возможность научиться:
адекватно
воспринимать
оценку
своей
работы
учителями,
товарищами;
мобилизовывать силы в преодолении препятствий; контролировать
и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем,
одноклассниками
Содержание курса
1.Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог,
налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие,
пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни
общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей
благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам
в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится: •
в
сфере
достижения
метапредметных
результатов
(освоения
метапредметных УУД): различать прямые и косвенные налоги; считать
сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие
налоговой задолженности членов семьи;
высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных
УУД): объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; называть
основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на
прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов, которые
выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять
условия получения различных видов социальных пособий в Российской
Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную
величину; приводить примеры выплат различных видов социальных
пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного
бюджета. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность
научиться:
• самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные
связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных
пособий в определѐнных жизненных ситуациях.
2.Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование
вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый
бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный
пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения)
семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка
несѐт потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несѐт владелец
бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всѐ в современном мире взаимосвязано и изменение
валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень Обучающийся научится:
•
в
сфере
достижения
метапредметных
УУД):
метапредметных
отличать
результатов
инвестирование
от
(освоения
сбережения
и
кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя;
находить актуальную информацию об услугах банков; пользоваться
пластиковой картой в банкомате; считать проценты по вкладам (кредитам) на
простых примерах; планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную
деятельность; сравнивать возможности работы по найму и собственного
бизнеса; находить и анализировать информацию о курсе валют; проводить
простые расчѐты с использованием валютного курса.
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит,
инвестиции); объяснять, как можно пользоваться основными банковскими
услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд
наѐмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые
условия для открытия своей фирмы; объяснять причины существования
различных валют; называть основные мировые валюты и страны их
использования; объяснять, что такое валютный курс и как находить
информацию
об
изменениях
курса
валют.
Повышенный
уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить рискованность использования финансовых операций и их
доходность;
• сравнивать различные финансовые предложения;
• оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для
увеличения и/или сохранения семейных доходов;
• брать на себя ответственность;
• оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или
ведения семейного бизнеса.
• оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для
увеличения и/или сохранения семейных доходов.
Формы организации занятий, основные виды деятельности
Программа предполагает использование образовательной технологии, в
основе которой лежит системно-деятельностный подход, а также применение
информационно- коммуникационных технологий в сфере финансовой
грамотности
для
обеспечения
практико-ориентированного
и
функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни
подростками.
Содержание
программы
основывается
на
возрастных
особенностях обучающихся и предусматривает комплексное освоение
компонентов финансовой грамотности.
Форма занятий:
Лекция-беседа, просмотр документальных и художественных фильмов,
просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов,
рассказ-беседа о проблематике данной сферы, практикум, игра, устный
журнал, круглый стол, конференция.
Основные виды деятельности: работа с документами, иллюстрациями,
статистическими
данными,
работа
с
дополнительной
литературой,
выполнение проблемных и творческих заданий.
Формы подведения итогов
Занятие – презентация учебных достижений — форма организации
учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний и умений
обучающихся. Мониторинг может быть проведѐн в форме решения
тематического теста, тематического задания, практических задач, написания
эссе, викторины, защиты проектов и других видов интерактива.
Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
раздела
и тем
1
Человек и государство: как они взаимодействуют
Учебные
часы
16
2
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
17
3
Заключение
1
итого
34
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Дата
по плану
Человек и государство: как они взаимодействуют (16 ч.)
2
Могут ли люди быть финансово
независимыми от государства
Что такое налоги и почему их надо платить
10.09.2024
3
Какие бывают налоги
17.09.2024
4
Учимся считать налоги
24.09.2024
5
Ролевая игра «Считаем налоги семьи»
01.10.2024
6
Сравниваем налоги граждан разных стран
08.10.2024
7
15.10.2024
8
Исследуем, какие налоги платит семья и что
получает от государства
Как работает налоговая служба
9
Учебные мини-проекты «Налоги»
29.10.2024
10
Что такое социальные пособия и какие они
бывают
Учимся находить информацию на сайте
Фонда пенсионного и социального
страхования РФ
Ролевая игра «Оформляем социальное
пособие»
Исследуем, какие социальные пособия
05.11.2024
1
11
12
13
03.09.2024
22.10.2024
12.11.2024
19.11.2024
26.11.2024
Дата по
факту
14
15
16
получают люди
Учебные мини-проекты «Социальные
03.12.2024
пособия»
Обобщение «Человек и государство: как они 10.12.2024
взаимодействуют»
Обобщение «Человек и государство: как они 17.12.2024
взаимодействуют»
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17ч.)
17
Для чего нужны банки
18
19
Почему хранить сбережения
выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады
20
Что такое кредиты и надо ли их брать
29.01.2025
21
Изучаем сайт Центрального банка РФ
04.02.2025
22
Исследуем, какими банковскими услугами 11.02.2025
пользуется семья
Как избежать финансовых потерь и 18.02.2025
увеличить доходы
Как работает банки
25.02.2025
23
24
24.12.2024
в
банке 15.01.2025
22.01.2025
26
Учебные мини-проекты «Банковские услуги 04.03.2025
для семьи»
Что мы знаем о бизнесе
11.03.2025
27
Как открыть фирму
18.03.2025
28
Для чего нужны бизнес-инкубаторы
25.03.2025
29
Ролевая игра «Открываем фирму»
08.04.2025
30
Что такое валюта и для чего она нужна
15.04.2025
31
Учимся находить информацию о курсах 22.04.2025
валют и их изменениях
Обобщение
«Услуги
финансовых 29.04.2025
организаций и собственный бизнес»
Обобщение
«Услуги
финансовых 06.05.2025
организаций и собственный бизнес»
Заключение (1 ч.)
25
32
33
34
Обобщение результатов изучения
«Финансовая грамотность»
курса 13.05.2025
Список литературы:
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Л61 Финансовая грамотность: материалы
для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. –
(Учимся разумному финансовому поведению).
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность:
Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. –
М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
Интернет-источники:
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
– сайт Министерства экономического
4. www.economy.gov.ru/minec/ma
развития РФ
5.
www.minpromtorg.gov.ru
–
сайт
Министерства
торговли
и
промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по
личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической
мысли
(на
англ.
яз.)
16.
ecsocman.edu.ru
–
сайт
федерального
образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»
17. www.ereport.ru
– сайт, где представлена обзорная информация по
мировой экономике
18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики
19. www.cefir.ru
– сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых
исследований
20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
21. www.7budget.ru – сайт, посвящѐнный семейному бюджету